«ФилоСовия» Зеленоградска
«Волна» знакомит читателей с уникальным Музеем филинов и сов
Музей открылся в Зеленоградске летом 2019 года. За пять прошедших месяцев совы стали частью жизни нашего города. Увидеть хищных пернатых можно на городских улицах и на местных праздниках. Харизматичные ночные птицы появляются в компании «сопровождающих» среди бела дня и порой в неожиданных местах, вызывая у прохожих любопытство и желание подойти: расспросить хозяина, рассмотреть ближе, дотронуться… Узнать больше об этих пернатых и заглянуть в их удивительный мир...
«ФилоСовия» — это не просто бренд или достопримечательность на культурной карте города. За этим словом стоит образ мышления и стиль жизни, оно символизирует единение человека и дикой природы.
Живая коллекция
Музей с арт-коллекцией изображений пернатых хищников был создан в 2017 году в Крыму при участии московской арт-группы «BÜRO». В этом году экспозиция дополнилась «живыми экспонатами» и сменила прописку, переехав на балтийское побережье. Сегодня коллекция живых птиц музея «ФилоСовия» представлена семью видами сов и тремя видами дневных хищников. Это сипухи Лера и Герта, белая (полярная) сова Полинарий, филин Зелена, обыкновенные неясыти Чиви, Пират и Мун, бородатая неясыть Верона, малый подорлик Рогдан, орлан-белохвост Петрович, длиннохвостые неясыти Аид и Персефона, ворон Шар Шарыч и сычики.
Большинство обитателей музея не знают, что такое дикая природа. Пернатые выросли в питомниках и зоопарках России, привыкли к людям и охотно с ними общаются. Но есть здесь и птицы с трудной судьбой, которых сотрудники музея спасли от верной гибели, — эти «ФилоСовские» питомцы только учатся жить рядом с людьми. Таких птиц в музее четыре. Среди них — неясыть по кличке Пират. Птица попала в музей в июне с травмой крыла, которое впоследствии пришлось ампутировать. На воле Пирату уже не выжить, и птицу оставили в «ФилоСовии». Как и другие спасенные птицы, Пират прекрасно приспособился к новой жизни и комфортно себя чувствует.
Прирожденные артисты
Перед каждой птичьей «резиденцией» в музейном дворе есть табличка, которая представляет обитателя и раскрывает его личность. В то, что у дикой птицы есть свой характер, трудно поверить до тех пор, пока не понаблюдаешь за контактом птицы и сокольника. Сотрудник «ФилоСовии» Кирилл Коротков считает, что у птиц есть душа, и прекрасно находит общий язык с пернатыми. По его словам, все птицы имеют разный характер и каждая по-своему интересна: «Сложно объяснить, но между птицей и человеком устанавливается контакт, это похоже на чувства между близкими людьми — например, между близнецами или супругами, которые долго живут вместе. Никто еще ничего не произнес вслух, но ты уже знаешь, о чем думает твой собеседник. Так и с птицами».
Беседуя о птичьих темпераментах, мы подходим к ворону Шар Шарычу — одному из самых харизматичных обитателей «ФилоСовии». Шар Шарыч — настоящая звезда: он обожает быть в центре внимания и позировать на фотокамеру, испытывает удовольствие от аплодисментов в свой адрес. Когда ворон предстает перед публикой, разворачивается шумная театрализация с экспрессией и громким карканьем. Сокольник предложил нам провести «эксперимент» — устроить фотосессию для Шар Шарыча, хвалить ворона и понаблюдать за его поведением. Слушая комплименты, Шар Шарыч замер в горделивой позе при виде фотоаппарата. Затем, по всей видимости, чувствуя повышенное внимание к своей персоне, ворон не на шутку разыгрался — запустил клюв в карманы куртки сокольника, стащил из его сумки пластиковую кружку для корма…
Совы как женщины
Более спокойным, но не менее запоминающимся оказалось знакомство с сипухой Гертой, которая в этот день тренировалась на шоу полетов. Герта летала из одного конца юрты в другой, держа курс на черную перчатку. Каждый раз во время приземления охотница получала «трофей» — тушку мыши.
Кирилл Коротков предупредил гостей музея, что в осенний период полеты у птиц, как правило, «ленивые» — пернатые к этому времени насытились, накопили питательные вещества. Придерживаясь строгих принципов гуманности и добровольного сотрудничества, сокольники «ФилоСовии» используют лояльные и мягкие методы обучения, строят уроки с учетом биологических ритмов пернатых: не требуют от своих подопечных многого, и птицы тренируются по доброй воле.
Разные виды хищных птиц отличаются по типу поведения. Поведение сов чем-то напоминает кошачье — они еще подумают, прежде чем согласиться выполнить трюк (или, как отметил сокольник с улыбкой, совы похожи на женщин). Сова Герта своенравна, по типу темперамента она — ярко выраженный холерик. Сипуха очень общительна и прочно ассоциирует себя с человеком. Совершенно иначе на тренировках ведут себя вороны, они исполнительны и более податливы обучению — как собаки.
Два разных мира
Один из вопросов, которым интересуются люди, когда видят птиц в вольерах, — насколько комфортна для пернатых жизнь «в четырех стенах».
— Я думаю, когда обсуждаются подобные вопросы, речь идет исключительно о человеческом восприятии ограниченного пространства, — считает сокольник «ФилоСовии». — Конечно, можно представить себе птицу, которая парит высоко в небе, наслаждается свободой и любуется красивыми пейзажами. Но это лирика, результат «очеловечивания» животного. В отличие от пернатых, живущих в дикой природе и следующих инстинктам, птице, которая родилась в неволе, не нужно добывать пищу и прятаться от хищников. В изоляции у птицы просто не включаются эти механизмы. При условии надлежащего содержания пернатые чувствует себя комфортно — их кормят, за ними ухаживают, следят за их здоровьем. Жизнь в природе и жизнь в неволе — это два разных мира, которые между собой не пересекаются. Мы же не задаемся вопросом, почему человек стремится жить в бетонной коробке. Для нас это норма…
Нельзя не сказать о том, что есть и обратная сторона медали — это браконьерство и эксплуатация животных. Поэтому люди должны проявлять интерес к площадкам, где содержатся дикие животные — осуществлять общественный контроль, задавать вопросы, привлекать внимание к проблемам. И важно, чтобы эти вопросы были правильными — об условиях жизни птиц в конкретном месте, о том, насколько они комфортны. Как выглядит птица, в каком состоянии находится вольер? Все это имеет огромное значение.
Под крылом
Обитатели музея «ФилоСовия» выращены в искусственной среде и не могут выжить в дикой природе, поэтому для них постарались создать идеальные условия «жизни вблизи человека». Все места содержания музейных птиц обустроены в соответствии с требованиями нового федерального закона «Об ответственном обращении с животными». Обитатели музея, как и полагается, имеют паспорта, кольца и электронные чипы с идентификационным номером. У птиц из «дикого мира», которые были спасены и нашли приют в «ФилоСовии», есть все необходимые ветеринарные свидетельства. Каждое утро в музее начинается с осмотра и взвешивания птиц. Регулярно пернатых осматривает узкий специалист — ветеринар-орнитолог.
Задача таких музеев, как «ФилоСовия» — воспитать в человеке бережное отношение к животным. При общении с пернатыми достаточно соблюдать несколько нехитрых правил, с которыми можно ознакомиться на информационной табличке в музейном дворе. Большинство людей, которые приходят в музей, ведут себя очень осторожно и стараются соблюдать правила, что говорит о высоком уровне культуры общения человека и птиц. Бывают моменты, когда птице нужен отдых, и в таком случае общение с пернатыми приходится ограничивать. Люди относятся с пониманием к биологическому ритму птиц, и недовольные посетители, как правило, не встречаются. В планах музея «ФилоСовия» — и дальше просвещать людей об удивительном мире птиц, учить, как нужно правильно себя вести с пернатыми.