Тени, охраняющие свет

Как бойцы отряда по борьбе с диверсионными силами и средствами противника готовятся к отражению атак
Андрей Рожков, фото автора
На вертолётной площадке выстроились бойцы в мультикаме (универсальный камуфляжный рисунок) – опытный глаз легко отличит их от морпехов. У их ног разложено снаряжение: бронежилеты, шлемы, автоматы с различным навесным оборудованием – всё то, что необходимо для выполнения задачи.
Из строя выходит командир группы с позывным «Каштан» и, подойдя к начальнику воздушно-десантной подготовки, докладывает:
– Личный состав для выполнения учебно-боевой задачи готов!
– Вольно! Встать в строй!
Имена, фамилии, звания – ничего из этого вы здесь не услышите. Личность каждого специалиста сохраняется в строжайшей секретности.
«Каштан» – один из старожилов подразделения. Службе в армии он посвятил 12 лет. На СВО получил офицерские погоны и занял должность командира группы.
– В ППД мы занимаемся боевой подготовкой. Её неотъемлемой частью является совершение прыжков с парашютом, – объясняет «Каштан».– Кроме того, у нас есть водолазная, огневая, физическая, инженерная подготовка. Также изучаем другие дисциплины, необходимые для выполнения поставленных задач.
Воздушно-десантная выучка
Что касается ВДП, все бойцы подразделения умеют пользоваться не только стандартными неуправляемыми парашютами, такими как Д-6, но и теми, что созданы для точечного десантирования, такими как «Арбалет».
– Среди этих систем нет плохих и хороших – все они предназначены для разных задач, – объясняет офицер. – В случае массового десантирования, если мы контролируем воздух, целесообразнее использовать неуправляемые парашюты – это не требует большого количества профессиональных парашютистов, а также позволяет занять максимальную площадь.
Если же где-то нужно незаметно и максимально плотно высадиться небольшой группе, то для таких задач лучше подойдут парашютные системы «Арбалет». Они также позволяют высаживаться с предельных высот– при использовании кислородного оборудования. К слову, все бойцы подразделения совершали десантирование с пяти тысяч метров.
После приземления нужно погасить купол, спрятать парашютную систему, затем скрытно добраться до места выполнения задачи. В условиях повсеместного использования зенитно-ракетных комплексов, способных поражать цели на дистанции в несколько десятков километров, сделать всё это весьма непросто.
Водолазная подготовка
Всё начинается с медицинской комиссии: сначала нужно определить, может ли боец по состоянию здоровья выполнять задачи такого рода. Затем военнослужащие изучают теорию и материальную базу, сдают зачёты. Лишь после даётся допуск к спуску.
– Всё начинается с малого – с обычных дыхательных аппаратов открытого цикла на воздухе. Бойцы с ними привыкают к новой для них среде, – рассказывает «Каштан». – На занятиях они учатся дышать, двигаться под водой. Неопытный водолаз при спусках очень быстро «съедает» воздух. Матёрые бойцы привыкли экономить кислород.
Одним из самых сложных упражнений является зависание на определённой высоте. Вывешивается буй, например, в четырёх метрах от поверхности воды, и твоя задача – зависнуть около него, сохраняя нулевую плавучесть, что довольно непросто. Есть ещё одно сложное упражнение: без аппарата для дыхания ныряешь на глубину до трёх–четырёх метров, снимаешь с себя ласты, груз и маску, фиксируешь всё это на дне и поднимаешься. Затем нужно снова нырнуть и экипироваться. Таким образом тренируется задержка дыхания.
Отдельные занятия курса посвящены ориентированию, ходьбе под водой. Также военнослужащие занимаются на буксировщиках – каждый обязан уметь управлять этим транспортом.
Применяя полученные навыки, бойцы в ходе боевой работы контролируют акваторию военно-морских баз, осматривают корабли и суда на предмет наличия взрывных устройств, выполняют другие задачи.
Физическая подготовка и саморазвитие, как и в любом другом элитном подразделении, стоят на первом месте. Такой подход с каждым днём доказывает свою эффективность. Так, бойцы подразделения принимают участие в специальной военной операции, где выполняют не свойственные им задачи, подстраиваясь под новые условия.
Совместный проект с газетой «Страж Балтики»