8.03°C

Земляки

Судьба старшего брата 

Судьба старшего брата 

Клавдия Васильевна Ковалёва ищет информацию о Николае Байшеве, пропавшем в 1943-м… 

Татьяна Жданова, фото из архива К. Ковалёвой

В редакцию обратилась наша читательница — жительница Зеленоградска, ветеран становления Калининградской области, вдова фронтовика Клавдия Васильевна Ковалёва (в девичестве Байшева). 

Зеленоградка пытается узнать о судьбе одного из своих старших братьев, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны, — Николая Байшева. 

В 1946 году Клавдия вместе с подружками приехала из Куйбышева восстанавливать новый край – работала в Калининграде, Советске. В 1949 году вышла замуж за офицера, участника Великой Отечественной войны Александра Иосифовича Ковалёва. В 1954 году они приехали в Зеленоградск, где всю жизнь трудились на благо города и района.

Клавдия Васильевна и Александр Иосифович Ковалёвы

92-летняя женщина до сих пор пытается узнать судьбу одного из своих старших братьев, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны. Надежды не теряла даже тогда, когда в ответ на многочисленные запросы приходили скупые ответы: «В списках не значится», «Сведений нет», «Уточнить не представляется возможным»…

Три брата на фронте

Клавдия была седьмым ребёнком в семье Василия Гавриловича и Александры Платоновны Байшевых. А всего у них было десять(!) детей. В 1943 году Александра Платоновна получила звание «Мать-героиня». Жили Байшевы в Куйбышеве (именно так до сих пор в разговоре продолжает называть город Самару Клавдия Васильевна).

В 1941 году три её старших брата ушли на фронт. Дмитрий и Фёдор прошли всю войну и вернулись, а вот судьба Николая до сих пор неизвестна.

Николай Байшев родился в 1924 году. После окончания десятилетки Николай собрался поступать в Балашовское авиационное училище Куйбышевской (ныне Самарской) области. Как ни горевали родители, он сложил нехитрые пожитки в маленький деревянный чемоданчик и уехал. Но мечта Николая стать лётчиком не осуществилась – строгие члены медкомиссии забраковали юношу по состоянию здоровья.

С 1941 года на письмах стал появляться штамп: «Просмотрено военной цензурой» в целях сохранения государственных тайн

В августе 1941 года Николая призвали в ряды Красной армии. Толкового и грамотного парня практически сразу отправили на курсы младших командиров. После их окончания в сентябре 1942 года он прибыл на передовую и был назначен командиром взвода 76-миллиметровых пушек. Николай регулярно писал письма домой, на имя отца приходило его денежное довольствие.

Клавдия Васильевна вспоминает, как однажды почтальон принесла им домой правительственное письмо. В нём выражалась благодарность родителям за воспитание сына Николая Байшева, награждённого орденом Красного Звезды. «Мы все тогда закричали, захлопали от радости, значит, жив наш Коля, жив!» – вспоминает Клавдия Васильевна. Однако вскоре отца вызвали в военкомат и сказали, что он получает денежное довольствие последний раз. Причину никто не объяснил, документов никаких не выдали. Письма от Николая тоже перестали приходить. Вот и осталась жить семья Байшевых в неизвестности – ведь и похоронка на Николая так и не пришла…

Строки из 43-го

Все письма сыновей хранились у родителей, но со временем, к сожалению, переписка была утеряна. Осталось только одно письмо, которое Николай написал своей сестре Маше, которая к тому времени вышла замуж и носила фамилию мужа – Орлова. Письмо адресовано мужу сестры Владимиру Ивановичу Орлову. В небольшом письме Николай пишет: «Я сейчас нахожусь за Доном. Бьём гитлеровскую свору, гоним и очищаем нашу священную родину от поганой нечисти. Дорогие в боях за родину меня наградили орденом Красной Звезды, и сейчас я командую не взводом (двумя орудиями), а батарей (четырьмя орудиями). Теперь я не член ВЛКСМ, а кандидат партии.

Командир батареи Николай Байшев

В Балашове я был на отдыхе после Воронежа и выслал 950 рублей. С декабря мой денежный аттестат 400 рублей. Из дома письма я получаю, а вот от Феди нет, от Мити получил на днях (прим. ред. Дмитрий и Фёдор – старшие братья)».

Письмо датировано январём 1943 года. Это единственное письмо, которое осталось у Клавдии Васильевны. На солдатском треугольнике есть почтовые штемпели и характерный штамп: «Просмотрено военной цензурой». 

Искать и не сдаваться

С 1958 года Клавдия Васильевна стала писать запросы в военные архивы – старалась узнать судьбу брата. Оказалось, что Николай 29 января 1943 года получил сквозное ранение правой голени. С 8 февраля 1943 года находился на лечении, но куда и когда выбыл из госпиталя, сведений нет. Многие солдаты и офицеры покидали медсанбаты и госпиталя самовольно – рвались на фронт, чтобы дальше бить врага, не обращая внимания на раны. В списках умерших от ран фамилия Байшев также не значится.

Клавдия Васильевна решила узнать о награждении брата орденом Красного Звезды. Однако ей пришёл ответ, что среди награждённых Николая нет. Такое на фронте случалось часто – документы терялись, награды тоже.

В 2019 году Клавдия Васильевна получила архивную справку, выданную Центральным архивом министерства обороны РФ, в которой сообщалось: «Младший лейтенант Байшев Николай Васильевич командир взвода 2 запасной артиллерийской бригады пропал без вести в марте 1943 года.

Без указания номера и наименования военно-медицинского учреждения, куда выбыл Байшев Николай Васильевич, уточнить его судьбу не представляется возможным».

Но Клавдия Васильевна, не смотря на годы, надеется, что рано или поздно её брат найдётся, как и все без вести пропавшие деды, отцы, мужья, братья: «Война затронула всех советских людей, в каждой семье помнят и чтят память о своих героях! Нам остаётся всегда помнить о них!».

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru