Не знал страха в борьбе
Константин Бурдин рассказал о своём героическом отце – участнике Великой Отечественной войны Иване Мартыновиче
Татьяна Жданова, фото из архива К. Бурдина
Во время войны Иван Мартынович Бурдин был лётчиком 927-го Истребительного авиационного полка, совершил 153 боевых вылета, лично сбил 4 немецких самолёта, в составе группы – 19.
Иван Бурдин родился в 1921 году в Смоленской области. В 1934 году семья Бурдиных переехала в Москву. Юношу ещё в школе манили небо и самолёты — он с большим увлечением занимался, как многие тысячи советских ребят, в аэроклубе. В 1939 году Иван был направлен в Борисоглебское авиационное училище, где стал обучаться лётному делу. Когда началась война, курсанты училища рвались в бой, но командование продолжало обучение, несмотря на приближение немецких войск.
Училище Иван Бурдин окончил в 1942 году, в том же году на фронте погиб его отец Мартын Ионович Бурдин. Как же горело сердце молодого лётчика отомстить врагу за смерть родного человека!
В 1942 году Ивана Бурдина направили в действующую армию, а через год — на переобучение для полётов на Ла-5. В краткой лётной характеристике командир части написал: «Летает на современных истребителях легко и уверенно. Требуется дальнейшая тренировка в боевом применении. Вынослив и сообразителен».
Легендарный самолёт Ла-5
Ла-5 – советский одномоторный истребитель, созданный ОКБ-21 под руководством С. А. Лавочкина в 1942 году в Горьком. На Ла-5 открыл свой боевой счёт знаменитый советский ас Иван Кожедуб. На самолёте также летал знаменитый советский лётчик Алексей Маресьев, лишившийся ног и несмотря на это сумевший на протезах вернуться в боевую авиацию.
Первый орден
Младший лейтенант лётчик 927-го Истребительного авиационного полка Иван Бурдин воевал на Воронежском, 1-м Украинском, 3-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Свою первую боевую награду – орден Отечественной войны II степени – получил летом 1944 года. В наградном листе указано: «В составе 927 ИА на самолёте ЛА-5 на 1-ом Украинском фронте произвёл 26 успешных боевых самолётовылетов на прикрытие порядков наземных войск и сопровождении ПЕ-2 во время наступления войск на Киевском направлении и взятии Киева. На 3 Прибалтийском фронте с 17 июля по 18 августа 1944 года произвёл 20 успешных самолётовылетов на прикрытие боевых порядков наземных войск и сопровождении штурмовиков во время прорыва обороны немцев южнее Остров, при форсировании реки Великая и взятии города Остров (в Псковской области). В воздушных боях дерётся смело и уверенно, не знает страха в борьбе с немецкими захватчиками. Летая ведомым в паре, отлично прикрывал ведущего во время воздушного боя. За образцовое выполнение 46 успешных боевых самолётовылетов и проявленную при этом стойкость, мужество и дисциплину, достоин награждения правительственной наградой орденом Отечественной войны II степени».
Неземная удача
Осенью 1944 года самолёт младшего лейтенанта Бурдина был подбит, а его самого посчитали погибшим...
В семье Бурдиных хранится старая вырезка из красноармейской газеты 14-й Воздушной армии «Бей врага», в которой рассказывается о судьбе однополчанина: «С боевого задания не вернулся лётчик Бурдин. Товарищи, летевшие с ним, рассказали об ожесточённой схватке четвёрки наших истребителей с 12 «Фоккерами» во время прорыва обороны немцев южнее города Остров. Бурдин сбил одного немца, но был подбит сам. На его самолёте взорвался бензобак, горящая машина стремительно приближалась к земле. В воздухе раскрылся парашют, и лётчик медленно стал опускаться на территорию противника. Жив он или нет, установить было трудно. О дальнейшей судьбе лётчика Бурдина однополчане узнали спустя десять дней после боя от него самого».
Лётная книжка
Как рассказывал Иван Мартынович, после приземления он с трудом поднялся и осмотрел себя. Вместо лётного обмундирования на нём висели обгоревшие клочья, нестерпимо болело обожжённое лицо — оно опухло, отекли обожжённые веки, Иван почувствовал, что теряет зрение, погружаясь во тьму. Три дня пролежал Бурдин в лесу, изнемогая от боли, жажды и голода. Пока был в лесу, ел бруснику, на раны прикладывал мох. Для советского лётчика самым страшным словом было «трус» — поэтому в пистолете последний патрон он приготовил для себя...
На четвёртые сутки он добрался до уединённого хутора, но вовремя заметил немецких солдат. Бурдин спрятался под густыми ветвями старой ели. Вскоре немцы ушли.
Сколько времени он брёл к шоссейной дороге, указанной на карте, сказать сложно. Подойдя к ней, увидел, что по дороге идут солдаты, а на пилотках у них красные звёзды...
По возвращении из госпиталя младший лейтенант Иван Бурдин был представлен к очередной правительственной награде.
Семейная память
В конце войны 927-й Истребительный авиационный полк перебросили в Восточную Пруссию, лётчики участвовали в боях за Кёнигсберг, до 1946 года авиаполк базировался на аэродромах области. После демобилизации Иван Бурдин вернулся в Москву.
Константин Иванович рассказал, что отец привёз с войны несколько трофейных вещей — золотые часы, перламутровую ручку с открытым пером и немецкий лётный планшет. Всё это принадлежало немецкому лётчику, сбитому Бурдиным.
Константин Бурдин с отцом
Свой первый «Юнкерс» он сбил в 1943 году. Вражеский самолёт упал на землю, но не взорвался. Эти вещи, принадлежавшие сбитому пилоту, лётчики отдали Ивану Бурдину.
В послевоенное время Иван Мартынович продолжил работать лётчиком-инструктором учебного центра ДОСААФ г. Вязники, затем заочно окончил институт и работал в торговой сфере. Познакомился со своей будущей супругой Евгенией Ивановной Игнатьевой, у них родились двое детей. Сын Константин стал полковником юстиции, служил в Калининграде, дочь Лариса выбрала профессию врача.
В семье Бурдиных до сих пор главной традицией остаётся празднование Дня Победы. «Когда были живы отец с мамой, приезжали и собирались на даче, накрывали большой стол, пели песни, — рассказывает Константин Иванович. — Воспоминаний о фронтовой жизни как таковых было немного. Те, кто прошёл через войну, не любили о ней рассказывать. Самое главное, повторял мой отец, чтобы небо над головой было чистым и мирным!».