Васильковое платье и вкус хлеба
Семья Галиборода приехала в посёлок Красноторовка из Владимирской области в 1949 году
Татьяна Жданова, фото из архива семьи Матюшонок
Работники учреждений культуры Зеленоградского городского округа проводят большую работу по сохранению историй первых переселенцев – записывают воспоминания, снимают видеофильмы, собирают старые фотографии.
Заведующая ДК посёлка Красноторовка Светлана Вайсс и заведующая библиотекой посёлка Светлана Юдакова к 75-летию образования Калининградской области провели памятную встречу с односельчанами, которые приехали в посёлки одними из первых восстанавливать новый край.
«В наших посёлках живут замечательные люди, о которых хочется рассказать всем. Судьба каждого человека уникальна. У тех, кто приехал в наши края, она ещё и трагична. Люди теряли своих близких, приезжали в поисках лучшей доли, очень много трудились, но при любых обстоятельствах сумели сохранить оптимизм, взаимовыручку, чувство юмора. Мы гордимся нашими земляками!» — сказала Светлана Вайсс.
Старшая дочь
В числе первых переселенцев приехала в посёлок Красноторовка Мария Галиборода. Приехала не одна – вместе с мамой Евфросинией Фоминичной, братом Ваней и сестрой Любой.
Мария родилась 27 августа 1932 года в украинском селе Денковка Винницкой области. В 1940 году они всей семьёй переехали во Владимирскую область, в город Ковров.
Отец Иосиф Маркович устроился на местный тракторный завод, от которого ему выделили маленькую, но уютную комнатку. Родители работали, жизнь начала налаживаться. Не успели как следует обжиться на новом месте – как гром среди ясного неба грянула война. Девятилетняя девочка не понимала, куда уехал папа и почему мама так горько плачет.
Наступили тяжёлые времена. Молодая женщина, чтобы прокормить троих детей, была вынуждена устроиться на работу на скотный двор. Жили там же, в подсобном помещении. Маша, как старшая из детей, старалась помогать маме во всём – по хозяйству, дому, присматривать за младшими. Вестей от отца не было. От переживаний и тяжёлой работы у мамы начались проблемы со зрением. Она с детьми вернулась в город, где на тракторном заводе до войны работал муж. Евфросиния Фоминична говорила Маше: «А вдруг отец вернётся и не сможет нас найти. Будем ждать его здесь».
Но отец не вернулся – пропал без вести. Как рассказала Мария Иосифовна, лишь в 1956 году им удалось узнать, что отец погиб в немецком лагере для военнопленных в городе Риза недалеко от Дрездена…
Закончилась война, но жизнь не стала легче, мама быстро теряла зрение, работать не могла, жили впроголодь. Однажды к ним в комнату зашёл вербовщик со смешной фамилией Морковкин и спросил: «Взрослые есть?».
Он увидел исхудавших троих детей и слепую измождённую женщину и хотел было уйти, ведь вербовать надо было крепких и здоровых людей. Но Морковкин (имя-отчество этого человека не удалось установить) пожалел их, сказал, что все они поедут в Восточную Пруссию, где им предоставят жильё, выдадут паёк, подъёмные деньги, и они смогут жить лучше.
Первые радости
Терять семье было нечего, собрали нехитрые пожитки и отправились в путь. Мария Иосифовна вспоминает, что страха не было, потому что нет ничего сильнее голода – очень хотелось есть досыта.
В 1949 году приехали в Янтарный, оттуда всех переселенцев на подводах стали развозить по разным посёлкам. Семью Галиборода отправили в Красноторовку, где выделили комнату в полуразваленном бараке. Семья продолжала там жить ещё долгие годы – залатали дыры, подправили окна, обустроились, одним словом. А самое главное – им дали хлеба! Такое запомнишь на всю жизнь – вкус хлеба…
Потом переселенцев повезли в Зеленоградск, где выдали подъёмные. С ними был мужчина (Мария Иосифовна не помнит его фамилию), который сумел сторговаться и помог им купить корову, а на сэкономленные деньги купил семнадцатилетней Маше… платье. Об этом Мария Иосифовна вспоминала со слезами. Это было её первое платье, купленное, а не перешитое, изумительного василькового цвета. Сколько было благодарности и радости – словами не описать!
По приезде Маша устроилась на работу в овощеводческую бригаду.
Было трудно, но трудности её уже не пугали. Даже немецкие жители, которые ещё оставались к тому времени, запомнились ей как воспитанные, но очень несчастные люди.
Активная, боевая, жизнерадостная и пробивная Мария знала, что всё плохое осталось позади. Через время её отправили на трёхмесячные курсы в Гусев учиться на бригадира. Она успевала всё: и учиться, и работать, и участвовать в самодеятельности. Пела даже на работе – выйдет бригада девушек свёклу полоть, и зазвенят над полем звонкие голоса.
Родной посёлок
Проработала Мария Иосифовна всю жизнь – сначала в овощеводстве, потом перешла в животноводство. Новая история её семьи неразрывно связана с Красноторовкой.
В 1957 году Мария вышла замуж. Валентин Матюшонок был направлен в колхоз, как и многие военнослужащие, для оказания подшефной помощи – помогали собирать картофель. Молодые люди познакомились в клубе на танцах, но Мария Иосифовна с улыбкой вспоминает, что и не запомнила будущего мужа. Он уехал в часть, демобилизовался и приехал к Марии. С порога сказал, что они идут в сельсовет и расписываются. Мария Иосифовна, сама того не ожидая, перечить не стала.
Супруги Матюшонок вырастили двух дочерей, есть внук, подрастает правнучка.
Мечтает Мария Иосифовна о возрождении и благоустройстве родного посёлка, сплочённости сельчан, улучшении жизни. Односельчане не понаслышке знают, какие удивительные цветы вырастают у Марии Иосифовны – в округе таких георгинов, как у неё, не сыскать. Она вспоминает, что в Красноторовке было очень много цветов.
Пока позволяло здоровье, всегда была активной, принимала участие в художественной самодеятельности, конкурсах, возглавляла поселковый совет ветеранов, старалась быть полезной.
В следующем году Марии Иосифовне Матюшонок исполнится 90 лет! Желаем здоровья и благополучия!
Публикация подготовлена при содействии Зеленоградского КДЦ и ДК посёлка Красноторовка.