Что такое манги и стоит ли их опасаться
На снимке: в Японии выпустили мангу про Зеленоградск и котошефа – её подарил музею «Мурариум» музей Ономити в 2019 году
Саша Пересецкая, студентка I курса журналистики БФУ им. И. Канта
Необычные японские комиксы занимают сегодня целые стеллажи в книжных магазинах. Яркие книжки с обложками, на которых изображены кукольные лица и непонятные символы, пользуются большой популярностью у подростков. Однако они тревожат родителей, некоторые из которых считают, что интерес к этому виду литературы «нездоровый» и оказывает негативное влияние на неокрепшие умы.
В 2020 году прокуратура Санкт-Петербурга подавала иски в Колпинский районный суд с требованием о запрете в России ряда мультипликационных аниме-сериалов, снятых по мотивам манги. Это вызвало ещё больше вопросов и тревог у родителей. «Ребёнок всё время тратит на это, а сюжет там – просто кошмар. Сплошное насилие и кровь», – примерно такие фразы можно прочесть на любом форуме, посвящённом японской анимации или литературе.
Графические новеллы (комиксы) или же манги уже много десятилетий являются частью японской культуры, их читают и дети, и домохозяйки, и бизнесмены. Чтобы разобраться, так ли они страшны, как думает о них российское старшее поколение, направляемся в калининградский магазин, который специализируется на японских комиксах и аниме-атрибутике.
По словам консультанта, самые частые посетители магазина – подростки от 8 до 16 лет, однако спрос есть и среди читателей от 18 до 30.
«У взрослых есть лёгкое непонимание того, что происходит в манге. Они видят эльфов, супергероев и думают, что все они «от лукавого». Недовольство у родителей также вызывает непривычный способ чтения справа налево, – рассказывает сотрудник магазина. – Стандартная ситуация, когда ребёнок приходит с родителями, которые буквально «наезжают» на него, задают сотрудникам магазина вопросы типа «что это за «извращенство» у вас тут продаётся».
На вопрос о том, стоит ли запретить мангу и снятые по её мотивам мультфильмы аниме, консультант отвечает, что всё – в рамках действующего законодательства: «У всего есть возрастной ценз. Мангу с ужасами и кровью мы продаём только с 18 лет, что касается остального – личное дело каждого».
Искренние чувства и переживания
19-летняя Сабина рассказывает, что стала частью субкультуры японской анимации в детстве:
– Я познакомилась с аниме, когда мне было 5-6 лет. Старший брат показал «Наруто», которое мне безумно понравилось. Позже, в 13-14 лет, мне резко захотелось пересмотреть «Наруто». Аниме раскрылось по-новому: мне во многом импонировал сюжет, очень нравилось, как искренне демонстрировались чувства и переживания героев. В этом аниме показывали реалии жизни, проблемы людей и то, как они с ними борются.
Манга «Наруто», автор: Масаси Кисимото, издательство: «Азбука», перевод на русский: Е. Рябова
Знаю одно: аниме учит жизни, рассказывает о человеческих ценностях, помогает разобраться в себе, а самое главное — поддерживает в трудной ситуации. Когда я сильно переживала из-за ЕГЭ и у меня опускались руки, я вспоминала о главном герое аниме «Наруто»: в него никто не верил, а он всего добился. Значит, и я смогу!
Сейчас мне уже 19, и я продолжаю смотреть различные аниме-сериалы. Эта культура очень интересная и необычная, здесь вы не найдёте банальных сюжетов, малейшая деталь может иметь огромное значение, а герои будут тебе близки.
21-летний Дэвид Янин читает манги, несмотря на свой уже «солидный» для субкультуры возраст:
– Ещё в детстве я познакомился с аниме: по телеканалу «Джетикс» показывали известные многим сейчас «Наруто» и «Король шаманов». Именно тогда я начал увлекаться японской культурой. В старшей школе решил пересмотреть любимое аниме из детства, но оно показалось мне слишком затянутым, поэтому я обратился к первоисточнику. Так зародилась моя любовь к чтению манги. Чтение японских комиксов приносит мне ностальгические воспоминания о детстве, манга читается легко, в каждом произведении своя уникальная рисовка.
Думаю, аниме и манга действительно оказали влияние на меня. Я стал добрее, дружелюбнее, поменял взгляды на некоторые вещи. Чтение манги успокаивает, помогает пережить грустные моменты жизни, в целом выполняет функцию антистресса.
А что думают про это специалисты? На вопросы о влиянии аниме и манги на подрастающее поколение отвечает психолог Борис Пастернак.
– Почему подросткам интересно это смотреть и читать?
– В странах СНГ огромный дефицит на телепродукцию для подростков. Есть мультфильмы и кино для людей от 18 лет. Сегмент 11-17 лет абсолютно пустует, подросток нигде не может найти репрезентацию своих чувств, переживаний и мыслей, кроме как в японской мультипликации и литературе. Аналогов просто не существует.
– Какие моральные ценности аниме и манга прививают подросткам?
– Для начала нужно понимать, что аниме и манга чётко делятся по возрастным группам, поскольку это довольно обширный рынок. Есть аниме для детей, есть для подростков, есть для взрослых. Ценности, которые прививают аниме и манга, достаточно стандартны для любой страны, ориентированной на воспитание успешного поколения. Просто они отражены в виде мультипликации и персонажей, которые переживают то же, что и дети определённого возраста
– Есть ли у аниме и манги негативное влияние на поклонников?
– Возьмём в пример популярную мангу «Человек-бензопила». Это произведение изначально не предназначено для детей. У главного героя присутствует психологическая травма, в манге поднимаются экзистенциальные вопросы. Негативное влияние возможно, поскольку в произведении отражены те мысли, которые не должны возникать у ребёнка в 10-12 лет. Но существует множество произведений, например аниме «Ван пис», где наоборот есть только позитивные примеры, в которых дети могут самоопределиться.
Японцы понимают, что аниме и манга воспитывают поколение со всего мира, поэтому ценности, которые они закладывают, обычно о честности, силе дружбы, доверии и так далее. Основная проблема заключается в том, что родители не всегда уделяют внимание тому, какой контент потребляет их ребёнок.
– Существует мнение, что запрет аниме и манги приведёт к уменьшению суицидальных наклонностей у подростков.
– Запрет вызовет только больший интерес. Запрещённое = классное. Такие запреты вызовут бешеный спрос и ажиотаж, как было с рок-музыкой в СССР.
К уменьшению причинения вреда самим себе у подростков это точно не приведёт. Суицидальные наклонности в своей основе имеют личностную семейную проблематику, а через просмотр аниме на депрессивные темы они ищут выход и обучаются решать эти вопросы. Если запретить аниме, ребёнок не увидит ролевых моделей выхода из депрессивного состояния.