4.05°C

История

Выход к морю

Выход к морю

На снимке: по деревянным настилам отдыхающие выходили на променад и спускались на пляж 

Неизгладимое впечатление на отдыхающих в Кранце производило морское побережье

Татьяна Жданова

Кранц в отличие от других городов Восточной Пруссии имел особый план застройки. Если центром обычного города считалась торговая площадь, на которой располагались основные административные здания, то на морском курорте главным местом прогулок и общения становился променад.

Слово «променад» французского происхождения и переводится как «прогулка». А вот другое французское слово «моцион» имеет более точное значение – «прогулка с целью отдыха».

В современном значении, особенно для жителей области, променад означает место для пеших прогулок вдоль берега моря. Хотя в этом случае правильно было бы употреблять слово «набережная» – сооружение, окаймляющее береговую линию моря, реки. Набережная служит для придания берегу правильной формы, его укрепления и предохранения от размыва, для удобного прохода и проезда вдоль берега.

В своей книге «Кранц 1871-1918» А. Горбовских пишет, ссылаясь на путеводитель от 1913 года: «В дополнение к этим преимуществам променада наличие всегда свободного от песка сухого и твёрдого настила предоставляет возможность ежедневных расслабляющих прогулок от одного курортного учреждения к другому и постоянного необременительного пребывания на пляже».

 

Первая линия

За долгое время городская набережная несколько раз меняла свою «внешность». Изначально променад представлял из себя дощатый настил шириной в несколько метров, похожий на деревянный мост на столбах-опорах. В 1894 году длина променада составляла всего 150 метров, а к 1898 году увеличилась до 400. Эта благоустроенная пешеходная дорога «выпрямляла» неровный силуэт обрывистой береговой линии.

После сильных штормов, когда ураганные ветра и бушующее море разрушали деревянные настилы, набережную восстанавливали, каждый раз привнося что-то новое.

Один из самых разрушительных штормов, например, был в октябре 1899 года, после него променад ждали большие изменения. Увеличилась его длина, появились новые скамейки, спуски, ограждения, фонарные столбы.

К 1902 году длина променада была уже 700 метров, он соединял мужскую и женскую купальни, расположенные на разных концах морского пляжа.

Свой узнаваемый стиль променад приобрёл после Первой мировой войны. В «Иллюстрированном путеводителе по Кёнигсбергу и окрестностям», опубликованном в 1914 году, указано, что ширина приморского прогулочного пути составляет пять метров, а его длина — один километр.

 

Морской «причал»

Процессу популяризации морского курорта Кранц способствовали многочисленные открытки и фотографии, на которых запечатлён променад. Именно по этим «немым» свидетельствам можно проследить эволюцию старого променада. На фотографиях видно, что непосредственно на променад раньше можно было выйти по отдельным настилам, впрочем, как и спуститься с променада к морю.

Променад постоянно технически совершенствовали, взять хотя бы вечернее освещение. Из-за сильных ветров и большой влажности работам по освещению променада уделялось особое внимание. Изначально там стояли газовые фонари на изящных кованых столбах, затем появилось электрическое освещение. На некоторых более поздних фотографиях можно увидеть, что в сильный ветер плафоны фонарей укутывали тканью, тем самым уберегали их от поломки.

Деревянный променад был разноуровневый, это было связано с неровной поверхностью береговой линии. С центральной части надо было спуститься по ступенькам и можно было дальше продолжать свой моцион. Ступеньки располагались около знакового курортного сооружения – пирса. Это место было особенно любимо отдыхающими. Пирс на несколько десятков метров уходил в море.

Ступенчатый пирс на побережье

На старых фотографиях с изображением пирса есть подписи, например, Seeteg (нем. – «пристань») и Seebrücke (нем. – «пирс»). Чтобы не было путаницы, надо понимать, что пирс отличается от причала своим расположением: он не лежит вдоль побережья, а располагается перпендикулярно береговой линии, тогда как причал примыкает непосредственно к берегу.

Первоначально пирс имел ступенчатую конструкцию, но это было не очень удобно, потому что сильные волны постоянно подтапливали его. Со временем пирс несколько раз перестраивали, позже был установлен деревянный настил на высоких сваях. На пирсе располагались скамейки, на которых так любили сидеть отдыхающие и любоваться морскими далями.

В любую погоду находились желающие совершить морскую прогулку

Позже с одной стороны оборудовали причальные места. Именно сюда подходили прогулочные лодки, чтобы забрать или, наоборот, высадить отдыхающих. Этот вид отдыха пользовался у курортной публики большим интересом. Часть лодок брали пассажиров на борт непосредственно с берега, другая – принимала с пирса.

В советское время старый пирс был взорван и разобран. Новое сооружение было построено в 2012 году, но его месторасположение не соответствует историческим «координатам». Возможно, у жителей и гостей города в скором времени появится возможность совершать морские прогулки. Сейчас разрабатывается техническое задание по оборудованию причальной стенки на пирсе, чтобы к нему могли подходить прогулочные катера.

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru