«Вдоль линии фронта, по местам боёв»

Татьяна Жданова, архивные фото
Работая над рубрикой «Листая архивные подшивки», журналисты «Волны» особенно внимательно изучают старые публикации, главными героями которых являются ветераны Великой Отечественной войны.
Вот и в этот раз при подготовке материала, посвящённого дню взятия Кранца, мы с интересом прочли статью «Памятный для города день». Именно так назывался материал, опубликованный в газете «Волна» от 29 января 2005 года. В тот год наша страна отмечала 60-летие Великой Победы. Автором этой статьи был председатель секции ветеранов, автор книги «Это было в сорок пятом», фронтовик Дмитрий Васильевич Ионов.
В материале подробно описаны бои по очищению от противника Земландского полуострова и, конечно, бои на подступах к Кранцу. В своей книге Дмитрий Васильевич приводит большое количество воспоминаний непосредственных участников боёв за Кранц.
В газете Дмитрий Ионов пишет: «Наши войска вошли в Кранц в 4 утра 4 февраля. Первым в город вошёл 292-й полк 115-й стрелковой дивизии под командованием подполковника Маршавина. Вот что он рассказал впоследствии: «В городе противник не оказал сопротивления, сразу начал отходить вдоль моря. В городе находилось много гражданских лиц, в том числе переодетых немцев и пленных бельгийцев и французов. А также наших советских людей, угнанных в рабство в Германию. Штаб свой мы разместили на второй площади (ныне ул. Пограничная, 2), откуда пошло донесение – город Кранц взят».
Военные строки
Дмитрий Васильевич Ионов в своей публикации посчитал нужным напомнить ещё раз, что написал корреспондент «Правды» Мартын Мержанов в своей книге «Берлинская тетрадь»: «Многое для этой страницы мы увидели вчера, в курортном городе Кранц на берегу Балтийского моря. Курорт для кёнигсбергской «элиты», город ресторанов, гостиниц и дорогих особняков почти не тронут боем. Наступление наших войск настолько стремительно, что немецкая знать, удирая в последнюю минуту, еле уносит ноги. В квартирах и номерах гостиниц на столах недопитые чашки кофе, постели не убраны, из невыключенных радиоприёмников льётся музыка».
К сожалению, в материале Дмитрия Васильевича была допущена неточность. Дело в том, что автором книги «Берлинская тетрадь. Записки военного корреспондента» (Москва, 1966) является Леонид Александрович Кудреватых. Когда мы стали искать эту книгу в интернете, выяснилось, что Мартын Иванович Мержанов не имеет отношения к «Берлинской тетради», но является автором книги воспоминаний «Так это было: Последние дни фашистского Берлина» (Москва, 1971).
Леонид Кудреватых и Мартын Мержанов – настоящие фронтовые корреспонденты, на войне с 1941 года. Оба печатались в «Правде», а Кудреватых ещё в «Известиях», награждены орденами и медалями, в том числе и «За взятие Кёнигсберга». В 1945 году Леонид Кудреватых в качестве журналиста присутствовал при подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии, а Мартын Мержанов – при обнаружении отделом контрразведки СМЕРШ 79-го корпуса под командованием И. И. Клименко трупов Гитлера и Геббельса.
Страница истории
Но вернёмся к книге Леонида Кудреватых, в которой упоминается Кранц. В главе «Направление на Одер» автор пишет: «Волнующая неожиданность: я и корреспондент «Правды» Мартын Мержанов получили распоряжения из своих редакций срочно перебазироваться в войска 1-го Белорусского фронта, ведущие наступательные бои на Берлинском направлении. Конечно, почётно быть на центральном направлении предстоящих завершающих событий войны, но вместе с тем и жаль расставаться с 3-м Белорусским фронтом, с войсками которого я прошёл путь от Вильнюса до стен окружённого и осаждённого Кёнигсберга. Хотелось дописать заключительную страницу о боях за освобождение Восточной Пруссии».
В его книге есть ещё несколько строк, посвящённых Кранцу: «Капитан Сарышев, только что назначенный военным комендантом Кранца, рассказывал нам:
– В городе осталось около двух тысяч жителей. Они ходят как одичалые, до сих пор не понимают происшедшего. «Одичалых» пруссаков мы видели на всём пути наступления наших войск по Восточной Пруссии. Да и как им не одичать? Вначале они надеялись на сверхъестественную оборонительную систему. Восточная Пруссия была превращена в страну-крепость. Каждый клочок земли изрыт траншеями, опутан колючей проволокой, усеян минами, поля пересечены противотанковыми рвами, каменные строения переделаны в своеобразные доты. И вся эта система, рубеж за рубежом, взломана на всю её глубину. Немцы возлагали свои упования на армию. Но и армия не оправдала их надежд. Она быстро истреблялась советскими войсками, а уцелевшие части в панике покидали города. Тогда цивильные пруссаки, бросая нажитое годами и награбленное за войну барахло, пустились бежать. А бежать-то уже некуда – позади море.
Конец смрадного существования гитлеровской Германии приближается неотвратимо…
Завтра – в дорогу. Наш путь лежит вдоль линии фронта, по местам боёв. Как всегда, стану писать только о том, что увижу своими глазами или услышу от непосредственных участников событий. Это будет и достовернее и, наверное, интереснее.
Восточная Пруссия, 16 февраля 1945 года».
Следующая часть рассказа будет написана им уже 18 февраля в Торне (так в 1945 году назывался польский город Торунь).
4 февраля сотрудники библиотеки рассказали на странице учреждения в соцсети «ВКонтакте», что в краеведческом секторе Зеленоградской центральной библиотеки им. Ю. Куранова есть книга Л. Кудреватых «Берлинская тетрадь. Записки военного корреспондента». Экземпляр издания приобрели у одного букиниста из Воронежа.