Музыка под шум прибоя
Одним из развлечений отдыхающих на морском курорте были концерты под открытым небом
На курорте существовало два самых известных концертных павильона. Одна площадка располагалась в парке Плантаже — изящная музыкальная раковина, на которой давали двухчасовые концерты в послеобеденное время три раза в неделю. Другая находилась непосредственно на береговом променаде. Однако простояла она там всего несколько сезонов, поскольку ветер и шум прибоя мешали как музыкантам, так и слушателям.
По старым фотографиям можно проследить, как менялась архитектурная «эволюция» музыкального павильона на променаде — в начале каждого сезона его ремонтировали, убирали или, наоборот, добавляли декоративные детали.
Музыкальные павильоны в парке и на променаде объединяла схожая архитектурная стилистика. Музыкальные раковины представляли собой деревянную сцену с высоким помостом и навесом, который был украшен многочисленными декоративными деталями, присущими югендстилю (художественное направление в искусстве, наиболее распространенное в конце XIX — начале XX в). Как правило, строительство музыкальных павильонов-раковин решало сразу две важные задачи — тканевый навес создавал для музыкантов защиту от солнца и дождя, а также способствовал лучшему звучанию инструментов и видимости со стороны зрителей.
Как пишет И. Белинцева в своей книге «Архитектура морских курортов Калининградской области», нередко музыкальные павильоны создавали в виде каменных или металлических конструкций, архитектурные справочники конца XIX — начала XX веков рекомендовали строить их из сосновых досок, не имеющих сучков, чтобы добиться максимальных звуковых эффектов. Конструкция стен и перекрытия призваны были усиливать звук, не вызывая эха или резонанса. При возведении музыкальной раковины следовало учитывать многие факторы, которые могли повлиять на звучание инструментов, — направление ветра и его силу, среднюю местную температуру и влажность воздуха. Для установки музыкальных раковин использовали тихие уголки открытых пространств парка, лужаек и променадов. Сцена музыкальной раковины обычно возвышалась над уровнем земли, так что музыканты располагались значительно выше, чем слушатели, размещавшиеся непосредственно перед открытой площадкой. Музыкальную раковину на променаде отличали две высокие деревянные «башенки», на которых развевались флаги курорта.
Курортная капелла
Афиши о предстоящих концертах вывешивались на тумбах и специальных досках, обо всех культурных мероприятиях в городе можно было узнать в администрации курорта. После приема морских и солнечных ванн публика с удовольствием наслаждалась музыкой, уютно расположившись за столиками близлежащих ресторанов и кафе или устроившись поудобнее на скамейках.
По воспоминаниям бывшей жительницы Кранца Бриджит Линк, «в Кранце был создан городской оркестр, музыканты которого играли на различных инструментах. Выступать на концертных площадках приглашали в основном музыкальные коллективы из Кёнигсберга, поэтому создание собственного оркестра было восторженно принято местными жителями. В Кранц с концертами часто приезжали музыканты из Фишхаузена (ныне — Приморск)». Одним из известных жителей Кранца был Альфонс де Резее — владелец ежедневной «Куршской газеты» (с подзаголовком «Официальная курортная газета»), поэт, воспевавший родную природу, руководивший певческим обществом Кранца. Вполне вероятно, что музыкальные коллективы не раз выступали на площадках курорта и пользовались популярностью среди жителей и отдыхающих.
На старых фотографиях можно «заприметить» дирижера курортной капеллы («kurkapelle»), и, если лица музыкантов практически не рассмотреть, то солидный мужчина с дирижерской палочкой в руках несколько раз попал в кадр. В книге Е. Дворецкого «Замланд. Кранц и Куршская коса в старых открытках» есть общая фотография музыкантов вместе с этим дирижером. Его звали А. Винниг. На фотографии — дирижер в окружении 21 музыканта, в руках у большинства из них — скрипки, несколько духовых инструментов, виолончель, контрабас и барабаны.
Есть еще одно упоминание, свидетельствующее о любви к музыке на курорте — его мы снова находим в книге Е. Дворецкого. В разделе «Необычные картинки» есть фотография патефонной открытки с изображением панорамы курорта. Эта открытка была выпущена в память о певческом празднике, состоявшемся в Кранце 9 июля 1933 года. Уникальность ее заключается в том, что с обратной стороны имелась самая настоящая музыкальная пластинка. Как пишет автор, ему удалось разыскать настоящий граммофон и поставить пластинку: «Зазвучал хриплый мужской голос, без музыкального сопровождения распевающий примерно вот этот текст: «Из веселого дружеского круга посылаем приветы...».