Долгая работа в дюнах
На снимке: укрепление склонов дюн
К началу XIX века Куршская коса оказалась на пороге непоправимой экологической катастрофы
Татьяна Жданова
Пески далеко не всегда угрожали поселениям людей на Куршской косе. Одно из последних действий этой экологической драмы развернулось в XVII-XVIII веках.
Особенный ущерб лесам был нанесён Семилетней войной (1756-1763). Древесину для строительства кораблей доставляли с Куршской косы — по окончании войны, когда лес был уничтожен, край выглядел ужасно. Песчаной катастрофы избежал только восьмикилометровый участок к северо-востоку от Кранца (ныне Зеленоградска). В этом месте располагалось заповедное охотничье лесничество «Гренц», где было запрещено строить дома, пасти скот и тем более вырубать лес.
Бесконтрольная вырубка деревьев на косе привела в движение пески. Естественных преград не осталось, и ветер погнал их в направлении от моря к заливу, засыпая всё на своём пути, в том числе и рыбацкие поселения. Более десяти посёлков оказались погребены под толщей песка, одно время на крышах жилых домов делали специальное окно-лаз и двери из двух половин, чтобы можно было выбраться наружу. Коса постепенно превращалась в песчаную пустыню — дюны двигались со скоростью 14 километров в год. Например, посёлок Пиллькоппен (Морское) расположен буквально в двух шагах от нависающей над ним дюны Петш, и по этой причине ему трижды приходилось менять своё место, спасаясь от наступающих с запада песков.
Спасательная операция
Первоначально необходимость борьбы с опустыниванием косы правительством Восточной Пруссии поддержана не была. Постепенно к 1830 году Куршская коса утратила значение европейского почтового тракта: после введения в обращение дороги по восточному берегу Куршского залива все почтовые и транспортные сообщения стали осуществляться через Тильзит (Советск). Местным жителям помощи ждать было неоткуда — они оказались бессильны в борьбе с кочующими дюнами. Однако нет худа без добра. Из-за обмеления прибрежной части залива и судоходного пролива торговцы и судовладельцы из Мемеля (Клайпеда) несли значительные убытки. Заинтересованные коммерсанты активно лоббировали принятие решения о разработке мероприятий по закреплению кочующих песков и даже выделяли на это необходимые суммы денег.
На постройке и укреплении авандюн работали жители косы и Кранца
Проект, содержащий методы задержания подвижных песков и закрепления дюн, к тому времени уже был создан. Его автором являлся профессор Виттенбергского университета Иоганн Даниэль Тициус, который предложил создать на косе две зоны — зелёную (защитную) и жилую (охраняемую).
Защитная зона должна была состоять из прибрежного вала (авандюны), полосы преддюнной низменности и остановленной песчаной гряды. Эти «полосы» вдоль всей косы планировалось засадить различными растениями так, чтобы леса создавали ступенчатую преграду для дующего со стороны моря западного ветра. Экологическая и территориальная стабильность ландшафта косы должна была зависеть от этих двух зон.
Рукотворные барьеры
Первые работы по созданию защитного вала были проведены датчанином Сореном Бьорном в 1803 году. Они заключались в соединении отдельных авандюн (они первые встречают ветра) в сплошной вал посредством сооружения заборчиков из хвороста. После Бьорна работы продолжил его сын, под руководством которого к 1829 году было завершено строительство участка авандюны от Кранца до лесничества «Гренц».
До 1835 года сооружением авандюны в других наиболее опасных участках косы руководил инспектор дюнной службы по лесным культурам Зентфлебен. Склоны подступившей близко к посёлку дюны Брухберг инспектор укрепил травами-песколюбами.
Однако победителем в долгой борьбе с последствиями «песчаной катастрофы» по праву считается Вильгельм Франц Эфа. Именно с его именем связаны наиболее масштабные и успешные работы по восстановлению лесного покрова Куршской косы. Первоначально Эфа был сторонником закрепления песков только травами-песколюбами, но вскоре убедился в преимуществе деревьев. На Брухберге им впервые была применена система посадок саженцев в основу из грунта, предложенная главным лесничим Кёнигсбергского Управления лесами Людвигом Вильгельмом Мюллером. Новый метод в разы увеличил приживаемость саженцев и позволил значительно сократить сроки проведения работ. Чтобы дюны не двигались, их засаживали различными растениями так, чтобы они создавали ступенчатую преграду дующим с моря западным ветрам.
На склонах видны фашины – специальные укрепления, в которые высаживаются растения
Впервые для укрепления дюн Эфа стал использовать невысокие прямоугольные клетки из хвороста или тростника, в которые высаживал саженцы сосны с комом земли. Позже на наветренных склонах вместо обыкновенной сосны он стал широко использовать саженцы сосны горной, которая хорошо себя зарекомендовала при закреплении дюн в Дании.
В 2000 году искусственно созданный ландшафт Куршской косы был включён в Список природного и культурного наследия ЮНЕСКО.