От средневекового сражения до боев Великой Отечественной
Историк, краевед, член Общественной палаты Калининградской области и Совета при губернаторе по увековечению памяти павших воинов Альберт Адылов рассказал «Волне» о любопытных страницах истории Зеленоградского городского округа.
— Альберт, вы не раз поднимали тему о том, что Зеленоградский городской округ имеет серьезный туристический потенциал с точки зрения истории. Что можно сказать об этом потенциале в целом?
— Зеленоградский городской округ в историческом плане – один из наиболее интересных муниципалитетов всей области. Значительная часть исторических событий бывшей Восточной Пруссии происходила на территории Самбийского полуострова. А то, что мы называем исторической Самбией, — это и есть Зеленоградский городской округ за вычетом некоторых эксклавов (Калининград, Светлогорск, Янтарный, Пионерский, Балтийск, Светлый) и части территорий Гурьевского, Полесского и Гвардейского округов. Есть даже частное мнение историков, что самбы — это и есть «чистые» пруссы, прочие, мол, уже не тот сорт.
Частично этот исторический потенциал уже востребован — к примеру, в виде деревни викингов «Кауп» в районе поселка Романово. Это довольно интересный эксперимент возрождения исторической памяти и увязывания ее с туристической привлекательностью. Особенность «Каупа» в том, что он находится в непосредственной близости от исторического Каупа, — торгово-ремесленного поселения эпохи викингов, от которого он и унаследовал название. Оно находилось в районе поселков Вишневое и Моховое, но это большой роли не играет, потому что для истории 10 км — это не очень важно.
Карта населенных пунктов в районе бывшего Рудау
Можно вспомнить и другое историческое место — поле битвы при Рудау (сейчас пос. Мельниково). Поле привязано к конкретному месту, но находится в нескольких километрах от Мельниково, в районе нынешнего поселка Озерово. Там установлен памятник в честь того сражения.
По уровню и значению сражение при Рудау (битва произошла 17 февраля 1370 года) можно сопоставить со знаменитой Грюнвальдской битвой, реконструкция которой ежегодно до пандемии собирала в Польше тысячи участников и туристов.
То самое средневековье
— Полагаете, что можно составить конкуренцию «Грюнвальду»?
— Сражение при Рудау — средневековая битва между армией Великого княжества Литовского, выступавшего в той ситуации как агрессор, и армией Тевтонского ордена, оборонявшей свою территорию. Существуют различные точки зрения, где тут место России. Для меня это место представляется совершенно ясным: Литва в этот момент находилась в состоянии войны с Москвой, то есть орден здесь выступал фактическим союзником России, своего рода «вторым фронтом». В любом случае, это поле — место реального средневекового сражения между рыцарями. И я думаю, что при каком-то минимальном содействии администрации округа оно может быть использовано, «раскручено» для туристической привлекательности. Тем более, что десять лет назад там уже проводилась историческая реконструкция силами энтузиастов. Развития она не получила, но тем не менее это опыт, который стоит вспомнить, а, возможно, и возродить.
В феврале 2019 года в районе поля битвы при Рудау установлены информационные стенды
— В Калининградской области есть исторические реконструкторы того периода?
— Реконструкторы есть. Если в деревне викингов «Кауп» реконструируется более ранний исторический период, то представители городища «Ушкуй» (находится в 5 км от Правдинска) — то самое средневековье периода битвы при Рудау. Но нет пока события, которое объединяло бы их всех и привлекло бы в нашу область российских и зарубежных реконструкторов того периода. Когда-то эту роль в областном центре — Калининграде — играл фестиваль «Региомонс», проводившийся на территории парка «Южный» (бывший парк им. 40-летия ВЛКСМ). Во второй половине 2000-х годов фестиваль проходил несколько лет подряд, но потом что-то не заладилось. И сегодня просто нет фестиваля, который мог при должном подходе и организации составить вполне ощутимую конкуренцию «Грюнвальду».
— Но на фестивалях, которые проводят «Кауп» в августе и «Ушкуй» в июле, уже проходят средневековые бои, на которые приезжают реконструкторы из других регионов России и даже из-за рубежа.
— Да, но там нет привязки к месту и событию. В ситуации с Рудау есть конкретное историческое событие, настоящая средневековая битва. Можно было бы объединить реконструкторов региональных, российских и зарубежных, создать определенную инфраструктуру в районе поля сражения, обеспечить рекламу и так далее. Тогда это могло бы стать новым туристическим событием для Калининградской области.
Есть определенная проблема в том, что в Калининградской области в феврале может быть и мороз со снегом, может быть и слякоть, грязь. Однако, с другой стороны, это возможность развивать внесезонный туризм, если, конечно, будет, что показать зрителям, где им провести время в тепле с горячим чаем или глинтвейном. Ремесленные лавки, мастер-классы (они летом проходят на «Каупе» и «Ушкуе»), индивидуальные рыцарские поединки, фестиваль средневековой музыки — все это можно организовать.
Памятник погибшим в Первой мировой войне жителям пос. Рудау
— Помимо поединков и ремесленных мастер-классов, наверное, еще можно что-то показывать?
— Недалеко от этого места в поселке Муромское (бывший Лаптау) есть заброшенная средневековая кирха. Она сейчас в собственности РПЦ. Ее перестраивали в советские времена под школьный спортзал, и крыша там советская из бетонных плит, но это и хорошо, потому что она за это время не протекла. Если бы нашелся инвестор, можно было бы возродить объект и возить на него туристов. Поле, где проходила средневековая битва, кирха — все это на относительно близком друг от друга расстоянии, и вполне могло бы быть объединено в единый туристический маршрут.
Средневековых кирх на территории округа довольно много, и у каждой есть интересная история. В кирхе поселка Мельниково (Рудау) служил человек по фамилии Толкин. Я даже шучу периодически, что можно проводить там фестивали фанатов «Властелина кольца». В кирхе в Романово есть старинные фрески. Там же в Романово — памятник Первой мировой войны. Такой есть и в Муромском. Памятник местным жителям, которые не вернулись с фронта. Их часто ставили после Первой мировой. Руины подобного памятника есть и в районе пос. Озерово. В Озерово, кстати, шикарное озеро, его можно было бы вполне использовать для туристических целей.
— Почему эти памятники имеют ценность?
— Интересный вопрос... Однажды мне один важный чин, как раз по поводу памятника на поле битвы Рудау, высказал мнение, что «не все памятники нам нужны»... Ну как так? Что значит – «не все»?.. По-моему, любые материальные свидетельства существования здесь людей — быта, истории — должны быть сохранены, если это не противоречит законодательству РФ, если нет пропаганды нацизма, нет символики соответствующей и так далее. Первая мировая война в этом плане абсолютно нейтральна. Просто привезти людей к этому месту, объяснить, что происходило на этой земле, как люди увековечили память своих сограждан, не вернувшихся с фронта... Это важно, мне кажется.
Столыпин и Боярский
— Что можно сказать о российских страницах истории?
— В центре Зеленоградска установлена мемориальная доска российскому государственному деятелю Петру Аркадьевичу Столыпину. Информация о том, что он бывал в Кранце, есть в книге воспоминаний его дочери Марии фон Бок. Если книгу прочесть внимательно, то даже можно локализовать год путешествия в Кранц — Марии было 16 лет, а значит, это 1901 год. И вот на постоянной основе в Зеленоградске можно было бы проводить какие-либо интересные мероприятия, связанные с тем периодом.
Николай Боярский (1922-1988) сражался в рядах 366-го стрелкового полка, который вел бои на территории современного Зеленоградского городского округа
И, конечно же, период Великой Отечественной войны... В 1945 году территория современного Зеленоградского городского округа была полем сражения на протяжении нескольких месяцев. Красная армия вышла сюда в конце января 1945 года, потом был определенный перерыв в боевых действиях, позиционные бои в ожидании штурма Кёнигсберга. Сам штурм Кранца — практически белое пятно в истории до сих пор. Удивительно — город штурмовали несколько дней, а он относительно целый. А дело в том, что бои были в основном на окраинах, немцы стремились продержаться на этом рубеже, чтобы дать выйти своим войскам с Куршской косы. Когда они эту задачу выполнили, то отошли, оставив сам город фактически без боя.
Флот... Существовала Пиллауская военно-морская база, которая так была названа еще до взятия Пиллау (Балтийска). Ее штаб стоял в Тапиау (Гвардейске), а передовой командный пункт был в Кранце. Именно отсюда корректировались действия торпедных катеров.
Кстати, можно найти интересные параллели, к примеру с Донбассом. На воинском мемориале на ул. Московской увековечен Герой Советского Союза Иван Филиппович Ткаченко. Он уроженец Донбасса — ему в Донецке около завода, на котором он работал, установлен памятник. Он получил звание Героя Советского Союза за боевые действия на территории современной Польши — это сейчас район Бартошиц. Прошел в тыл противника и из тыла по радио наводил на них артобстрел. Было уничтожено две артиллерийские батареи и восемь пулеметных точек! Погиб он 18 апреля на Земландском полуострове, обстоятельства гибели не очень хорошо известны, но считается, что он похоронен на воинском мемориале в Зеленоградске. Можно было бы наладить контакты с Донецком.
Или 2-я гвардейская армия, которая освобождала Крым в 1944 году, а потом воевала здесь – брала, в частности, Светлогорск. Но Спиридон Кириллович Полищук, который получил звание Героя Советского Союза за штурм Светлогорска, почему-то был увековечен только в Зеленоградске. В 2000-х годах в Зеленоградске появилась улица его имени, мемориальная доска. Видимо, кто-то знал, что штаб полка до этого стоял в Кранце. Полк занимал район нынешних Сокольников, потом уже пошел в сторону Светлогорска. В этом году мы при поддержке светлогорской администрации установили соответствующие информационные стенды.
В ходе исследований периода Великой Отечественной войны мы периодически натыкаемся на довольно любопытные моменты. Я обнаружил как-то наградной лист на старшего лейтенанта-грузина по фамилии Метревели, который был награжден орденом за бои в городе «Гранцы». Мало того, что город в военных архивах сплошь и рядом фигурирует как Гранц, а не Кранц, бывают и такие истории. Какой-то писарь, видимо, так это дело артикулировал.
Николай Боярский в роли персонажа Ильфа и Петрова Адама Козлевича (слева), фильм «Золотой теленок» (1968 год)
Или вот еще один интересный факт — в 126-й стрелковой дивизии, которая воевала на территории округа, служил родной дядя Михаила Боярского — тоже киноактер Николай Боярский. Сниматься он начал уже после войны, роли были эпизодические, но яркие — играл Козлевича в «Золотом теленке» Швейцера, Кащея Бессмертного в «Новогодних приключениях Маши и Вити». У него интересная семейная история. Отец был обновленческим митрополитом — это группа православного духовенства, которая пошла на контакт с советской властью и серьезные отступления от канонов. Коммунистические власти в 20-е годы их поддерживали, но население за ними не пошло. Боярский был одним из лидеров этого движения, и в 37-м году его расстреляли.
Сам Николай Боярский на фронте был старшим сержантом, получил несколько медалей и орденов — за Крым, за Литву, за взятие Тильзита и за бои в районе зоопарка Кёнигсберга.
— Как можно развивать туристическую привлекательность Зеленоградска в контексте Великой Отечественной?
— В первую очередь, конечно, этому бы способствовали военно-исторические реконструкции штурма Кранца. Их можно сделать постоянным ежегодным мероприятием в Зеленоградске, на которое приезжали бы реконструкторы и туристы со всей области и даже других регионов страны. Поскольку это начало февраля, то это как раз развитие всесезонного туризма, которым сейчас активно занимаются местные власти. Здесь главное — желание.
Фото из архива Альберта Адылова, с сайта Prussia39.ru