Трудолюбивая и стойкая
Мария Константиновна Морковина в числе первых переселенцев приехала в Калининградскую область и всю жизнь трудилась на благо Зеленоградского района
Кристина Федина, фото из архива М.К. Морковиной
Мария Константиновна Морковина – бывший несовершеннолетний узник концлагеря, труженик тыла, ветеран Великой Отечественной войны и труда.
Мария Путятина родилась в 1927 году в посёлке Бывалки Ельнинского района Смоленской области. Росла в дружной молодой многодетной семье: у неё было три сестры и брат. Отец Константин Васильевич трудился на нескольких работах, чтобы семья не знала нужды. Дети очень его любили, он был добрым и зачастую закрывал глаза на их шалости.
Мария с родными сёстрами Любой, Аней и Сашей
Когда началась война, отец Марии, не дожидаясь повестки, добровольно ушёл на фронт. В один из дней состав, перевозящий военнослужащих к очередному месту службы, попал под обстрел. Многие в тот момент вопреки приказам пересаживались в поезд, который двигался в обратном направлении. Но Константин не покинул вагон, сказав, что мы все едем защищать свою Родину, понимая, что следует в самое пекло… Примерно в эти дни отец пропал без вести и числится таковым до сих пор.
Долгая дорога
Не обошла беда и оставленную на Смоленщине семью. Машу с мамой, её сестёр и брата немцы забрали из дома и пригнали в концлагерь. В этом лагере на их глазах расстреливали военнопленных, самих детей несколько раз травили газом, ребята ежедневно прощались с жизнью…
Спасительный момент настал нескоро. Долгая дорога домой длилась несколько месяцев, и Мария вместе с мамой Евдокией Афанасьевной всё это время кормили и отогревали годовалую девочку, оставшуюся без своей мамы. Ребёнок выжил, его уже в Бывалках забрали родственники.
Юная Мария переживала за икону, оставленную дома, и швейную машинку, благодаря которой можно было одеваться самим и обшивать всю округу. Но семью не ждало ничего хорошего: деревня стёрта с лица земли, какое уж тут имущество… Жили в землянке.
Машин брат, помня пережитый в концлагере ужас, мстил каждому немцу, заходящему в деревню. Один раз закидал такового камнями, а тот открыл огонь по мальчишке.
За то, что в один из дней Мария не вышла на работу к немцам, всю семью вместе с иными неповинующимися поставили под расстрел. Других расстреляли, а за семью Путятиных вступился немец, который проживал у них.
Мужской мастер
Девочка Маша унаследовала от своего отца необычайную физическую крепость и совсем не девичью силу. После войны она трудилась на благо совхоза. Ей приходилось в одиночку переносить пятидесятикилограммовые мешки с зерном, а также выполнять установленные нормативы: за световой день копать по шесть соток земли. Лошадей не было, Марию вместо лошади запрягали, чтобы вспахивать поле…
Вскоре старшую сестру Александру с супругом направили в Приморский район нашей области, она следом забрала остальных сестёр и мать.
С коллегами на крыльце парикмахерской, сейчас в этом здании - зеленоградский ЗАГС
Трудолюбивая и стойкая Мария сразу нашла в нашем городе работу в сфере бытового обслуживания населения, которое только налаживалось после войны. Совмещала три должности: кастелянши, кассира, уборщицы. Заработная плата была достойная. Здесь же Мария Константиновна отучилась у мастера и всю свою жизнь проработала мужским парикмахером.
За работой
Девушка была на хорошем счету у руководства, регулярно получала премии за перевыполнение норм выработки и плана, её фотография не раз украшала Доску почёта, удостоена звания «Ударник коммунистического труда».
В Зеленоградске Мария создала уже свою семью, родила троих детей. К сожалению, после гибели супруга ей пришлось одной их поднимать. Вырастила, каждому дала достойное образование, обеспечила собственным жильём.
Плоды трудов
Неунывающая Мария Константиновна любила возделывать землю, благодарно принимая её дары. Пока позволяли силы, она сажала огород, вела хозяйство – курочки, свиньи, а в советское время это было большим подспорьем для семьи.
Ни один субботник во дворе многоквартирного дома, в котором она живёт до сих пор, не обходился без её участия. Даже в преклонном возрасте она продолжает обихаживать посаженный ею во дворе более 40 лет назад каштан, каждую весну любуясь в окно его цветением.
По словам родных, Мария Константиновна ни дня не могла сидеть без труда. Последнее официальное место работы отмечено в трудовой книжке в возрасте 72 лет – детский оздоровительный лагерь им. Л. Голикова. Но и после завершения официального стажа наша героиня до своих 90 лет продолжала постригать знакомых дедушек и бабушек. На трюмо у неё стоял советский мужской одеколон со специальной грушей. Каждый свежеподстриженный мужчина получал свою порцию раритетного парфюма на виски и затылок – это было непременной визитной карточкой каждого мужского мастера.
М.К. Морковина с дочкой, внучками и правнучками
Дети Марии Морковиной всю жизнь живут в Зеленоградске. На сегодняшний день у бабушки Маши трое внуков и четверо правнуков. А в нашем городе осела и укоренилась вся большая семья Путятиных – сёстры, их дети, внуки, правнуки, всего более 30 человек. Все уже носят разные фамилии, но Марию Константиновну считают основателем рода. И каждый день её рождения многочисленные родственники собираются шумной толпой, поют песни и желают долгих лет жизни дорогой бабушке Маше.