Становясь капитаном, храните матроса в себе!
Уже на практике Виталий Яцков понял, что навсегда свяжет жизнь с морем
Кристина Прозорова, фото из архива В.Г. Яцкова
Наш герой родился на станции Илька Заиграевского района в Бурятии. Его мама Мария Андреевна Окунева была представительницей старинного дворянского сословия. Отца Герасима Васильевича Яцкова мужчина помнит плохо: он пал смертью храбрых на фронте, когда сыну было три года.
Мальчишеский интерес
В 1946 году в составе первых переселенцев Мария Андреевна с тремя детьми приехала в Калининградскую область. Стали жить в посёлке Богатово Полесского района. Здесь семья получила подъёмные, половину дома, а главное, корову, благодаря которой смогла выжить в трудное время. Чтобы поднять детей, мама занималась тяжёлым физическим трудом: валила деревья в лесном хозяйстве.
С мамой и сёстрами
«Я был маленьким, но помню, что рядом с посёлком проходила железная дорога, а на ней стоял разбитый эшелон, с детворой мы лазили там и собирали боеприпасы, однажды нашёл рабочий револьвер с патронами. По соседству оставались жить немецкие семьи, их выселяли, вывозили на грузовиках. Кто не успевал уехать, попадал в руки мародёров: в первые послевоенные годы сюда часто наведывались бандиты», – рассказывает Виталий Герасимович.
Старшая дочь Марии Андреевны в 1952 году устроилась на работу в светлогорский санаторий и забрала всю семью поближе к морю. Здесь Виталий учился в средней школе: «Старшеклассниками часто ездили помогать в совхоз. Моё внимание привлёк неисправный трактор, мы с другом перебрали детали на нём. Не поверите, нам удалось его починить: техника зашумела, заработала! Удивлённый бригадир разрешил нам, парням, безвозмездно забрать трактор. Мы своими силами перегнали его на школьный двор. Когда в дороге переключали рычаги, представляли, что едем на танке освобождать города. Так этот трактор ещё столько лет служил помощником на школьном приусадебном участке».
Как и всякий мальчишка, имеющий интерес к технике, юный Виталий мечтал о профессии лётчика, но судьба распорядилась иначе: он становится студентом Калининградского мореходного училища.
Стихия, которую не перестанешь любить
Уже на практике будущего судоводителя пленила морская романтика, он понял, что крепко свяжет свою жизнь с морем. По направлению выпускник попал на таллинскую базу океанического рыболовного флота, а позднее – в управление экспедиционного флота в Калининграде, от которого ходил в должности помощника капитана среднего рыболовного траулера. Мелкотоннажное судно, на котором работал Виталий Геннадьевич, на три месяца выходило в суровую Северную Атлантику.
Молодой моряк
Работал моряк и в должности штурмана – карты, компасы, секстанты, бинокли были его основными орудиями: «Карты должны быть откорректированы согласно изменённой навигационной обстановке. Новые буи или новая характеристика огней маяков влияли на маршрут. Девиация (отклонение стрелки компаса, возникающее под воздействием магнитного поля судна) должна быть уничтожена. А в процессе добычи рыбы каждый моряк, независимо от должности, вставал «к станку», чтобы её солить, процесс не прерывался сутками. Ведь существовал план по вылову и заготовке, не выполнив который, все сильно теряли в зарплате. Добывали в основном сельдь».
Участие в поисковой операции в заливе (поиск затонувшей танковой колонны)
Когда уже опытного труженика моря призвали в армию, то назначили его, имеющего за спиной военную кафедру и звание лейтенанта, командиром боевой части на корабле. На противолодочном корабле Северного флота, цель которого поиск и уничтожение подводных лодок, наш герой прослужил несколько лет: «Однажды поступил приказ обеспечить прохождение командующего Северным флотом на подводной лодке в направлении Северного полюса.
Меня поставили во главе подрывной команды на ледоколе «Пересвет». Наша задача – производить взрывы по команде, опуская провода с привязанными зарядами на глубину 80 метром. По данным взрывам, по распределению звука в воде подлодка определяет своё местоположение. Один матрос не закрепил клеммы, провод отошёл, грозил огромный скандал. Мне пришлось вытаскивать этот провод и под сигнал боевой тревоги с угрозой взрыва устранять нарушение. В целом задание было выполнено успешно, нам даже объявили благодарность».
В строю на долгие годы
После военной службы Виталий Герасимович вернулся в Калининградскую область и продолжил ходить штурманом, а позднее – старшим помощником капитана в Западном речном пароходстве. За свою жизнь наш герой успел поработать в суровых условиях Якутии на реке Лене, а также сходить капитаном на танкерном флоте, совмещая работу и учёбу в Новосибирском институте инженеров водного транспорта. Отлично помнит наш собеседник свои походы на судах в Европу: они и Кодекс торгового мореплавания позволили ему получить диплом капитана дальнего плавания.
С курсантами на практике
Благодаря неуёмной энергии и огромному количеству профессиональных навыков Виталий Яцков продолжал работу на пенсии до 70 лет. Последнее место службы – старший помощник капитана на музейном судне «Витязь» и музейном судне СРТ-129, которые нашли свою вечную пристань в Музее Мирового океана: «Экскурсионные группы школьников часто одолевали вопросами: как стать капитаном, как вязать морские узлы, как работают различные корабельные устройства. Я провёл множество мастер-классов для ребят, а на вопросы всегда отвечал детям: нужно хорошо учиться и быть непреклонным в желании обладать морской специальностью. А кроме капитана в море достаточно интересных профессий: радист, минёр, штурман, наблюдатель и даже судовой повар».
Виталий Герасимович с дочерью Юлией в подводном снаряжении. Одно из совместных увлечений – подводное погружение
Море научило и без того стойкого и мужественного человека твёрдо держаться и справляться с любыми жизненными неурядицами. В свои 84 года Виталий Геннадьевич замечательно выглядит, согрет заботой супруги Ольги Ивановны. Любимое занятие нашего капитана на пенсии – небольшая пасека, а также посещение культурных мероприятий, которые проводятся в муниципалитете и областном центре.
Виталий Герасимович Яцков