4.03°C

Земляки

«Всё начинается с семьи»

Накануне Дня матери в редакцию обратилась наша постоянная подписчица Ольга Никифоровна Кулага с просьбой поздравить всех с праздником

Кристина Прозорова, фото из семейного архива О.Н. Кулага

 

Тридцать четыре переезда

Всё Ольгино детство семья проводила в разъездах из-за работы отца Никифора Алексеевича Сальникова: он занимался строительством на черноморском побережье. Наша героиня помнит разговор между родителями: «Никифор, мы живём с тобой уже тридцать три года на тридцать четвёртом месте. Давай уже осядем здесь». Так и остались Сальниковы жить в станице Ханская Краснодарского края, поэтому Ольга Никифоровна считает её малой родиной.

Редкое фото 1953 года. Участие в школьной самодеятельности (наша героиня справа)

Многодетным родителям жилось непросто: голодные послевоенные годы, и маму Эмилию Адольфовну, немку по происхождению, станичники не особо привечали. А она спокойно работала поваром, делая всё на благо своих детей: шила им одежду, готовила вкусную еду из мизерного запаса продуктов. Все дети чувствовали себя любимыми и с такой же теплотой относились к маме.

Наша собеседница считает, что детство у неё было счастливым, во многом благодаря заботливой маме, а ещё школьной учительнице. «Мама оберегала нас дома, а в школе отправляла нашу фантазию в полёт Александра Ивановна, учитель русского языка. Она влюбила нас в слово! Я до сих пор помню огромные стихотворения, которые мы заучивали наизусть. А какие совместные театральные постановки мы показывали!»

 

Работа для тонких запястий

Работать девочка начала ещё в четырнадцать лет: собирала рейки на пилораме, а в летние месяцы в качестве сопровождающей отправляла детей в пионерские лагеря. После окончания девяти классов выпускницу, обладающую хорошей памятью, взяли в строительную организацию расценщиком планового отдела: она подписывала цены в наряды, составленные мастером.

Ольга Сальникова

Довелось нашей героине поработать на станичном консервном заводе, где производились варенье, солёные огурцы, помидоры, кабачковая икра и многое другое. Ольга сначала устроилась в варочный цех – здесь худенькой от природы несовершеннолетней девушке приходилось переносить пятнадцатикилограммовые чаны, и однажды она облилась кипящим вареньем: «От работы меня не отстраняли, всё обошлось небольшим вредом здоровью, но, взглянув на мои запястья, начальница перевела меня укладчицей: я без труда засовывала в трёхлитровые банки любые овощи, специи. На выходе у меня получалась, например, аккуратненькая баночка консервированных огурцов».

 

Переезд в приморский город

Однажды Ольга Никифоровна получила письмо с приглашением в Зеленоградск: писала её давняя подруга, которая вышла здесь замуж. Долго работница-укладчица собиралась в поездку, подруга уже успела развестись со своим супругом и вернуться в станицу. Но, стоит отдать должное приятельнице, она договорилась со знакомыми, чтобы те приютили Ольгу и показали ей город.

За прилавком магазина, первого места работы в Зеленоградске

Общительная гостья приморского городка довольно скоро познакомилась со многими местными жителями и те подсказали ей, что на работу можно устроиться в Курортторг. Имеющая в качестве образования лишь полуторагодовые курсы, приезжая поступила на работу ученицей продавца в знаменитый рыбный магазин, который находился в районе нынешнего Сбербанка: «Помню, как заведующий магазином устраивал мне проверки. Пока я ходила в морозильную камеру, он как бы невзначай раскладывал денежные купюры на видном месте. Я потихонечку их собирала и клала не к себе в карман, а относила в кассу. Работа мне нравилась, я приходила до открытия магазина, протирала витрины и непременно пела, пока работала. А песен я знала великое множество, даже арии из опер, пока не было покупателей, умудрялась исполнять. И как-то заметила, что один пожилой мужчина стал регулярно наведываться в магазин, но при этом ничего не покупать. Однажды я спросила, что же ему нужно, а он ответил: «Вы очень красиво… работаете!» Оказывается, это был преподаватель музыкальной школы, и ему нравилась моя манера исполнения песни».

Увлечение цветоводством

Позднее Ольга Никифоровна окончила техникум советской торговли, получила специальность бухгалтера, и её перевели на склад Курортторга. Наша собеседница называет себя универсальным солдатом: она могла заменить отсутствующих сотрудников во многих учреждениях Курортторга. Ей довелось поработать и продавцом, и ревизором, и заведующей первым гастрономом, и начальником сектора учёта розницы: «Как-то ещё до замужества у меня возникло желание вернуться в Краснодарский край, ведь здесь я не имела своего жилья. Тогда начальство разделило перегородкой архив в здании нашей конторы, сделав для меня комнату».

 

Самое главное в жизни

Девушка дружила с ребятами из местной мореходки. Вскоре один из моряков — Михаил Кулага — стал проявлять симпатию к Ольге, коллеги уже подшучивали, интересовались у молодых людей, когда же свадьба: «Как-то Михаил, вернувшись из длительного заграничного рейса, позволил себе прийти ко мне ночью с гостинцами и начал вести вольные разговоры. Мне пришлось выставить его за дверь. А я через несколько дней взяла отпуск и уехала к родителям. По приезде меня ждал встревоженный Михаил, который сделал мне предложение такими словами: «Давай оформим это дело как положено»…

С супругом Михаилом и дочкой Викторией

По признанию Ольги Никифоровны, свадьба получилась стихийной, без платья и кольца, но незабываемой. Играли её в так называемом красном уголке Курортторга. Жених пригласил духовой оркестр из воинской части, коллеги вмиг сдвинули и застелили скатертями бухгалтерские столы, из ресторана принесли угощения: на столе даже красовался ягнёнок из сливочного масла, украшенный чёрной икрой. Свадебный подарок от сотрудников не заставил себя долго ждать: в зал для торжеств внесли… кровать!

С внучкой Кристиной в Германии

В семье Ольги и Михаила Кулага родились дети, уже выросли внуки, есть даже маленький правнук: «Всё начинается с семьи, я счастлива, что испытала радость материнства. Помню заветы моей доброй мамы, поэтому в столь беспокойный для страны час прошу для подрастающего поколения напечатать в газете такое «живое» творение Расула Гамзатова «Мама»…

По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски — ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого — особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним звоном становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину —
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождём следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
«Не беспокойся, — маме говорю я, —
Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»
И по-аварски — ласково «баба».

Перевод Якова Козловского

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru