Пример стойкости и большой силы воли
На снимке: Алина с младшей сестрой и родителями перед войной
Ветерану войны, узнице концлагерей Алине Александровне Бурлиной в этом году исполняется 87 лет
Татьяна Жданова, фото из архива А. Бурлиной
В гости к Алине Александровне Бурлиной «Волну» пригласила руководитель Переславского территориального отдела Александра Надточей.
«У нас в районе живёт много замечательных людей, хочется рассказать о всех, конечно. Многие пользуются заслуженным уважением среди земляков: у них за плечами большая жизнь и солидный трудовой стаж», – рассказала Александра Дмитриевна. – Алина Александровна – ветеран войны, малолетняя узница концлагерей. Она пример стойкости, оптимизма, большой силы воли и энтузиазма».
«Алина Александровна - пример стойкости, оптимизма, большой силы воли и энтузиазма», - уверена руководитель Переславского территориального отдела Александра Надточей
Родина в огне
Родилась Алина 20 июня 1936 года. Обладая прекрасной памятью, Алина Александровна рассказала историю своей жизни, а некоторые воспоминания она не может забыть…
В семье Александра Николаевича и Надежды Ивановны Федорович было трое детей: старшая Алина, средний Геннадий и маленькая Лариса, которая родилась в 1940 году. Отец работал главным кондитером, а мама трудилась швеёй на Витебской швейной фабрике. На лето детей отвозили в деревню к маме Надежды Ивановны – Варваре Фадеевне Зайцевой. Там и застала их война...
В Витебск немцы вошли в начале июля 1941 года. Четверо братьев Надежды Ивановны ушли на фронт, из них домой вернулись двое. Судьба отца долгое время оставалась неизвестной. Каратели забрали его вместе с другими пожилыми мужчинами и подростками. Как потом стало известно, их расстреляли за связь с партизанами.
Алине в 1941 году было всего пять лет, но некоторые события она помнит до сих пор. В один из дней к ним в дом вошли немцы и приказали выходить на улицу. Ничего не разрешили брать. В чём были, в том и выбежали бабушка с внуками. А вокруг всё уже полыхало… Немцы подожгли все дома в деревне, жителей выгнали на улицу. Алина Александровна помнит, как было страшно и как ей, малышке, было жалко новое платьице с голубыми цветочками, которое ей накануне подарила мама.
Бабушка Варвара Фадеевна, не теряя самообладания, побежала в неохваченный ещё огнём сарай. Она успела выкатить небольшую бочку с солёным салом. Алина помнит, как бабушка положила ей на руки несколько кусков и велела бежать в огород и положить сало там. Помогал и братик. Он успел ещё вытащить лукошко с маленькими котятами. Когда огонь уничтожил деревню, на пепелище остались лишь одни печные трубы…
Мама крепко держала за руку
В деревню приехала мама. Дом в Витебске разбомбили. Мама где-то нашла подводу, погрузились и семья поехала в город. Сзади привязали корову-кормилицу, её ещё с июля бабушка спрятала в лесу. Жить где-то надо было, и семья заняла пустой дом на окраине.
Алина Александровна рассказывает, что на постое в доме были немцы: «Не помню, чтобы они делали что-то плохое. Мы, как правило, всегда сидели тихо за печкой. Но наша маленькая Лариса ведь ничего не понимала и иногда выходила к ним. Немцы давали ей хлеб с маслом, а она приносила его нам с Геной».
С братом
В 1943 году маму с детьми и бабушкой посадили в вагоны и повезли в Брест-Литовск в трудовой лагерь. Поселили в большие бараки, выходить не разрешали. Единственное, что помогало – все были рядом. Алина Александровна вспоминает, что всегда чувствовала, как мама крепко держит её за руку.
Через год их перевезли в Австрию. Там уже были и колючая проволока, и часовые, слышны были автоматные очереди. Алина Александровна хорошо помнит те моменты, кода суровой ниткой делили чёрный хлеб на маленькие кусочки: «Мы, дети, стояли в сторонке и смотрели, как режут хлеб. Каждый из нас был готов в любую минуту броситься и поднять крошку хлеба, если она упадёт на пол. Но крошки не падали».
Освободили лагерь англичане, открыли ворота и сказали всем уходить. Но куда? Как добираться домой? И опять стойкие женщины, бабушка и мама, сделали всё возможное, чтобы вернуться в родной Витебск. Как мама сохранила документы, свидетельства о рождении, довоенные фотографии, как ехали домой через Румынию, как лечили детей – обо всём помнит Алина Александровна.
Возвращение
Но нет ничего лучше возвращения домой. Приехать удалось лишь в конце лета 1945 года. А вот в школу Алина смогла пойти только после Нового года: не было парт. Чего уж парт, весь Витебск был разрушен…
Когда зимой отстроили новую школу, в первый класс Алина пошла вместе с братом Геной, хотя и умела читать-писать. Так мама решила, мол, будешь помогать по учёбе младшему брату. Сидели за одной партой.
После 8 класса Геннадий поступил в Клайпедскую мореходку, Алина после 10 класса – в Витебский педагогический институт. Стала учителем физики и математики. С братом были близки всю жизнь. Он познакомил Алину Александровну с будущим супругом, к нему в Калининград приезжала на каникулы и праздники, потом и своей семьёй стали жить в Калининграде.
В 1999 году Алина Александровна переехала жить в посёлок Переславское, который полюбила всей душой. Наша героиня пишет стихи, активно участвует во всех мероприятиях, выступает перед зрителями.
После окончания школы Алина Федорович (Бурлина) выбрала профессию учителя
Не забывает и родную Беларусь, когда есть возможность, едет к родственникам и школьным друзьям.
«Могу сказать, что моя жизнь удалась. Да, было страшное детство, тяжёлая послевоенная юность, но мы со всем справились, остались людьми. Для меня мои бабушка и мама – героини, на которых равнялась всю жизнь! Светлая им память! У меня двое взрослых сыновей, внуки и правнуки. Большая жизнь позади, много трудностей, но одно точно – без семьи, любви и поддержки мало кто справится в одиночку!»