Молчаливая память
На снимке: Алексей Шашенков, Михаил Шашенков (верхний ряд), Дмитрий Шашенков, Марина Брагина, Лев Шашенков (нижний ряд)
Историю своих родственников рассказал мичман флота в отставке Владимир Шашенков
Татьяна Жданова, архивные фото
У Увара Ефимовича и Прасковьи Васильевны Шашенковых в семье росли пятеро сыновей и дочь: Дмитрий, Лев, Михаил, Марина, Александр и младший Алексей.
Глава семьи владел небольшой обувной фабрикой в Москве, но потом после лихих революционных событий семья переехала на Смоленщину. Это не помешало родителям дать отличное образование всем своим детям.
Когда началась война, старший Дмитрий был уже кадровым офицером, Лев тоже служил. Единственным из детей Шашенковых, кто не успел повоевать, был Алексей. В 1945 году ему только исполнилось 17 лет. После войны он выбрал путь морского офицера.
В тылу
Война разбросала семью Шашенковых по стране. Когда немцы подходили к Смоленску, началась эвакуация людей. Эшелон, в котором ехали Увар Ефимович, Прасковья Васильевна с младшим Лёшей, сначала разбомбили немецкие самолёты, потом обстреливали танки. В этой страшной суматохе отец с сыном смогли добежать до леса и скрыться, а вот Прасковья Васильевна потерялась, о её судьбе никто ничего не знал. Муж и сын каким-то чудом вышли к нашим войскам, и их всё же отправили в эвакуацию.
Как потом стало известно, Прасковья Васильевна вернулась в деревню. Сын Михаил к тому времени ушёл в партизанский отряд, был подрывником. В ходе одной из операций ему оторвало одну руку, но он остался жив.
В общей сложности на территории Смоленщины в годы войны активно действовало более 120 зарегистрированных партизанских формирований, в которых насчитывалось 62 тысячи человек.
Прасковья Васильевна одно время укрывала в доме партизана. Её дети рассказали, что уже после войны мужчина пытался разыскивать их маму, чтобы поблагодарить за спасение. Но Прасковья Васильевна умерла в 1944 году, так и не дождавшись возвращения семьи домой…
Все на фронт
Четверо братьев и сестра Шашенковы воевали на фронтах Великой Отечественной, Михаил – в партизанском отряде. После войны старались не вспоминать о том времени, слишком много было боли и потерь.
Единственная дочь Марина родилась в 1920 году. В 1941 году она окончила Псковский учительский институт, и ей была присвоена квалификации преподавателя естествознания. Сразу с начала войны ушла добровольцем на фронт. Воевала на Северо-Западном, Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах в составе 4-й ударной Армии. Воинское звание – лейтенант. Награждена орденом Красной Звезды в 1944 году.
Марина Шашенкова
Своим родным она однажды рассказала, что входила в комиссию, которая принимала в ряды членов ВЛКСМ Александра Матросова.
После войны Марина Уваровна работала преподавателем географии, на партийной работе, была директором школы, хорошо зарекомендовала себя на партийной работе в Одессе.
Лев Шашенков – подводник, во время войны служил на Дальнем Востоке, награждён медалью «За победу над Японией». Дальнейшую свою жизнь связал с подводным флотом, стал капитаном подлодки.
Александр Шашенков в составе народного ополчения погиб в 1942 году подо Ржевом.
Морская разведка
Старший Дмитрий Уварович Шашенков – кадровый офицер, капитан I ранга. В 1936 году он окончил Военно-морское училище им. М. Фрунзе, потом досрочно академию. Перед войной преподавал, а в начале войны был назначен командиром разведывательной части, затем – начальником разведки штаба. Должности и места службы перечислять можно долго, но всех их объединяет одно – морская разведка.
Алексей и Дмитрий Шашенковы
Владимир Шашенков рассказал о том, что его дядя – кадровый разведчик, он узнал от… соседа. К 55-летию морской разведки была выпущена книга, в которой Дмитрию Шашенкову посвящена отдельная статья. С ней и зашёл к Владимиру Шашенкову сосед, мол, у тебя прям династия морских офицеров-разведчиков.
«Для меня это было неожиданностью. Мы знали, что дядя служил в ВМФ, но то, что он внёс такой вклад в историю разведки, стало открытием», – рассказал Владимир Алексеевич.
У разведки много тайн. Строгие строки из книги лишь вскользь сообщают о том, что благодаря профессионализму разведчиков были предотвращены серьёзные события во время войны: «В роту ВР попал финский шпион, работал радистом и принёс много бед для роты, пока его не разоблачили».
С 1947 по 1949 год Дмитрий Шашенков был старшим военно-морским атташе в Швеции, потом стоял у истоков создания отдела спецназа ВМФ. Всю свою энергию и опыт он направил на оснащённость и совершенствование морской разведки. В 1956 году по его инициативе в Ленинграде начало организовываться Конструкторское бюро, которое вскоре приступило к созданию подводных средств движения и другой специальной техники для боевых пловцов. И это лишь малая часть.