«Земландское побережье округа Фишхаузен»
В 1917 году в одной из восточно-прусских газет была опубликована статья «Земландское побережье округа Фишхаузен»
Татьяна Жданова
Речь в статье шла о городах Фишхаузене (Приморск), Пиллау (Балтийск), Кранце (Зеленоградск) и Нойкурене (Пионерский). Все эти населённые пункты хоть и имели разные административные статусы, входили в один округ.
Статья «Земландское побережье округа Фишхаузен»
«Центром управления» считался Фишхаузен. История этого города тоже насчитывает более семи столетий – первое упоминание о поселение относится к XIII веку. Жизнь Фишхаузена была тесно связана с Тевтонским орденом, католическими епископами, бранденбургскими курфюрстами, прусскими герцогами, королями и германскими кайзерами. На долю города выпало немало испытаний во времена войн Тевтонского ордена против поляков и прусских городов, шведско-польских войн, Семилетней войны, войны России против Наполеона…
В 1254 году территорию Самбии поделили между собой Тевтонский орден и епископ. Последний получил во владение юго-западную часть Самбийского полуострова – Шёневик. В 1268 году здесь была построена деревянная крепость, ограждённая земляным валом, а в 1271-1294 годах её перестроили из камня и назвали Бишофхаузен. Тогда же поблизости возникло рыбацкое поселение, и как-то незаметно местечко превратилось в Фишхаузен. В 1305 году Фишхаузен был официально признан городом. Сейчас с трудом верится, что некогда в Фишхаузене жили коронованные особы и решались судьбы если не всей Европы, то уж Восточной Пруссии – точно! К примеру, в замке Фишхаузена жил и умер второй герцог Пруссии Альбрехт Фридрих (1553-1618).
Со временем история кардинально поменялась, и в 1946-1963 годах уже Приморск находился в составе Приморского района, а центром стал наш Зеленоградск.
В тиши аллей
Но вернёмся к старой газете, которая хранится в частном архиве в Германии. В статье использованы фотографии узнаваемых мест бывшего Кранца.
Березовая аллея на окраине городского парка
Одно из центральных мест в статье занимает фотография с изображением березовой аллеи (Вirkenallee), по которой любили неторопливо прогуливаться курортники и местные жители. Эту аллею ещё называли Лосиной (Elch Alleе).
Поскольку аллея находилась на окраине курорта и в непосредственной близости от Куршской косы, то понятно, что такое название вполне объяснимо. Как известно, лоси частенько бродили в окрестностях курорта.
На картах и схематических планах Кранца видно, что аллея проходила между пансионатом «Виктория» (Гогенцоллернштрассе, 4) и отелем «Королева Луиза» (Гогенцоллернштрассе, 5). В Зеленоградске это улица Лермонтова.
Прогулочный размах
На второй фотографии изображён променад с многочисленными отдыхающими, вдалеке виднеются узнаваемые башенки отеля «Монополь». Променад всегда являлся местом притяжения курортников и местных жителей. Долгое время променад представлял из себя широкий деревянный настил и соединял мужскую и женскую купальни, расположенные на противоположных концах морского пляжа.
Прогулки по променаду были любимым времяпрепровождением отдыхающих
В книге И. В. Белинцевой «Архитектура морских курортов Калининградской области» приведены некоторые факты, например, в 1894 году длина променада достигала 150 метров, к 1898 году – 400 метров, буквально через четыре года променад увеличился ещё на 300 метров. В «Иллюстрированном путеводителе по Кёнигсбергу и окрестностям», опубликованном в 1914 году, пишет Ирина Викторовна, указано, что ширина приморского прогулочного пути составляла пять метров, а его длина достигала километра.
Сейчас зеленоградский променад имеет протяжённость более трёх километров. Просторный, современный, он и сейчас остаётся одним из любимых мест отдыха.
Поездка на море
Третья фотография посвящена купаниям в морской воде. В 1907 году курорт полностью переоборудовали в соответствии с тогдашними санитарными правилами и требованиями – была сооружена первая на Земланде семейная купальня, защищавшая от посторонних взглядов мощным дощатым забором.
Со временем «процедура» морских купаний стала более демократичной
В 1934 году ликвидировали мужскую купальню, бывшая дамская стала единственной оборудованной купальней. Она была доступна на всём морском побережье для владельцев курортных карт и суточных билетов.
И ещё на одной фотографии виден один из вагонов поезда «Кёнигсберг – Кранц», который, скорее всего, везёт пассажиров к морю. В вагоне – железнодорожный служащий, два мужчины, две дамы и две маленькие девочки.
Вагон выглядит вполне аскетично – без каких-либо излишеств. Мягкие диванчики по бокам, полки для багажа, небольшие столики с четырьмя отверстиями по углам для напитков и несколько складных стульев.
Кстати, Кёнигсберг-Кранцевская железная дорога (КСЕ) являлась частной дорогой. По ней перевозили пассажиров локомотивы I, II и III классов, которые назывались «Seehund» («Морской котик»), «Falke» («Сокол»), «Adler» («Орёл») и «Möwe» («Чайка»).