Небесный тихоход
На снимке: летом 1929 года во время первого в истории кругосветного перелёта над пляжем курортного Кранца был замечен воздушный корабль
На старой фотографии запечатлён исторический момент — известный дирижабль «Граф Цеппелин» в небе над Кранцем
Татьяна Жданова
На страницах курортной «Куршской газеты» в августе 1929 года была опубликована заметка о том, что дирижабль «Граф Цеппелин» пролетит над Кранцем, Кёнигсбергом и другими населёнными пунктами. Это вызвало у жителей величайший интерес. Ведь дирижабль, построенный в 1928 году, был на то время наиболее передовым дирижаблем в мире.
Уже в первые утренние часы на крышах высоких домов Кёнигсберга и открытых площадях можно было видеть прилежно глядящих в небо группы людей. Около четырёх часов дня восторженная публика увидела серебристый корпус дирижабля, вокруг которого летели четыре самолёта. Ликование кёнигсбержцев было велико и неподдельно.
Дирижабль в небе над Кёнигсбергом
От имени города Кёнигсберга обер-бургомистр доктор Ломейер передал по радио «Графу Цеппелину» приветствие: «Всем участникам кругосветного путешествия наш привет! Пусть наши пожелания сопровождают «Граф Цеппелин» в его мировом путешествии! Сквозь трудности — к цели!», а компания совместного советско-германского воздушного сообщения «Дерулюфт» передала в радиоэфир следующее: «Главный аэропорт Кёнигсберга приветствует «Граф Цеппелин» в небе над Кёнигсбергом и желает ему счастливого полёта».
Вот как описывали это событие очевидцы: «Дирижабль приблизился к центру города на умеренной высоте так, что можно было отчетливо разглядеть детали и слышать шум его моторов. Описав изящную дугу над историческим центром орденского города, Замковым прудом и Монетной площадью, «Цеппелин» вернулся на первоначальный курс». Вскоре сообщения о полёте дирижабля пришли из Велау (Знаменск), Лабиау (Полесск), Хайнрихсвальда (Славск), Тильзита (Советск). Из других сообщений газеты можно было узнать, что около часа ночи (по среднеевропейскому времени) «Граф Цеппелин» находился в 300 километрах от Москвы, а именно над Вышним Волочком, а также, что на его борту находились 60 пассажиров, 40 человек составляли экипаж судна, а на борту имелось 450 кг почты.
Мировое турне
Первый полёт дирижабль «Граф Цеппелин» совершил 18 сентября 1928 года, а в августе-сентябре 1929 года аэростат осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелёт. Дирижабль за 20 суток преодолел около 34 тысяч километров, совершив при этом лишь три промежуточные посадки — во Фридрихсхафене, Токио и Лос-Анджелесе.
Именно во время своего кругосветного путешествия дирижабль пролетал над Кранцем — отдыхающая публика и местные жители с интересом следили за полётом этого новомодного воздушного транспорта. Кругосветный перелёт закончился без происшествий, впереди было ещё много небесных маршрутов.
Обложка еженедельника «Иллюстрированная Россия» от 27 сентября 1930 года: «Граф Цеппелин» в гостях у большевиков»
Побывал дирижабль и в Советском Союзе: 10 сентября 1930 года «Граф Цеппелин» первый раз прилетел в Москву. В девять часов утра дирижабль сделал круг над столицей на высоте 150 метров в сопровождении нескольких встретивших его самолётов. Через три часа он приземлился на Ходынском поле, посадке помогали около 200 красноармейцев. Тем же днём «Граф Цеппелин» улетел в Германию, пролетев над Ржевом (Тверская область), Невелем (Псковская область), Тильзитом (Советск) и Кёнигсбергом (Калининград). Во время пролёта над Москвой были сделаны уникальные фотографии столицы с высоты птичьего полёта.
В 1931 году в СССР была выпущена почтовая марка «Воздушная почта»
Второй раз в Советском Союзе дирижабль побывал в июле 1931 года. Как сообщалось в газетах того времени, воздушный корабль пролетел над значительной частью советской Арктики, произведя при этом подробную аэрофотосъёмку (думается, не обошлось и без разведки). Во время этого перелёта дирижабль в бухте Тихой острова Гукера (Земля Франца-Иосифа) обменялся почтой с советским ледоколом «Малыгин». После трёхдневного арктического рейса, который включал посадку в Ленинграде, дирижабль вернулся в Берлин.
Воздушное плавание
Своё название воздушный корабль получил в честь немецкого пионера дирижаблей жёсткой системы графа Цеппелина. Это был один из самых больших дирижаблей — к корпусу дирижабля крепилась передняя гондола (самая большая в истории дирижаблестроения гондола), длина которой составляла 40 метров, ширина — шесть метров. По уровню комфортабельности значительно превосходил дирижабли тех времён. Пассажиры размещались в десяти двухместных оборудованных каютах со спальными местами. На борту, кроме просторной кают-компании, находились столовая, отделение почты, умывальные и даже курительные комнаты.
Внутреннее убранство свидетельствовало о высоком уровне комфорта
За девять лет эксплуатации это крупное экспериментальное воздушное судно провело в воздухе около 17 200 часов, совершило 590 полётов в разные страны мира, преодолело почти два миллиона километров, перевезло более 13 тысяч пассажиров.
После трагической катастрофы печально известного дирижабля «Гинденбург» регулярные полёты прекратили. Вскоре «Граф Цеппелин» вернулся на место своего «рождения» в Фридрихсхафен, но уже в качестве экспоната музея истории строительства дирижаблей.