Торговые раритеты
Заморские продукты и деликатесы можно было купить в магазинах колониальных товаров
В большей степени кухня Восточной Пруссии была домашней и незатейливой. Кроме мяса и рыбы, в ней в разных вариациях использовалось очень много местных овощей и корнеплодов, которые варили, жарили, парили. Когда же пришло время для изысканных блюд, потребовались экзотические продукты для приготовления сложных соусов и всевозможных добавок. Вот тогда и настало время магазинов колониальных товаров.
Термин «колониальные товары» (нем. – kolonialwaren) использовали в первую очередь розничные торговцы и оптовики в XIX веке и первой половине XX века. Так называли продукты питания и другие потребительские товары, импортируемые из европейских колоний (в отличие от товаров, производимых внутри страны или импортируемых из соседних стран). Колониальные товары – чай, сахар, какао, рис, соль, специи, пряности, табак и другие продукты, привозимые в Европу из колоний, преимущественно Вест-Индии и Индии.
Специализированный профиль
Одними из старейших магазинов, специализирующимся на продаже заморской продукции, были магазины торговой марки «Эдека» (нем. – «Edeka»). Кстати, они до сих пор остаются крупнейшей немецкой корпорацией супермаркетов.
У истоков создания «Эдеки» стоял немецкий торговец Фриц Борман. Он решил объединить магазины со специфической продукцией и тем самым облегчить импорт товаров из экзотических стран.
Кооператив был основан как E. D. K. (Einkaufsgenossenschaft der Kolonialwarenhändler – кооператив по закупке колониальных товаров розничной торговли). Первая сеть магазинов была открыта в 1898 году со штаб-квартирой в Гамбурге. В 1911 году название было изменено на основе аббревиатуры, и торговое объединение стало называться «Эдека».
В Кранце такой магазин находился на углу здания отеля «Восточная Пруссия». Предположительно, этот магазин раньше принадлежал торговцу Густаву Ледеру (о нем мы упоминали в материале об истории отелей «Юст» и «Восточная Пруссия», «Волна» №17 от 17 апреля 2020 года — прим. ред.). Со временем в этом торговом помещении разместился магазин сети «Эдека». Думается, что магазин пользовался популярностью у местных жителей, тем более, что уже в это время широко использовалась система скидок и распродаж. На старой фотографии можно рассмотреть название торговой марки на окне, а у входной двери — список наиболее популярных товаров для населения.
На другой фотографии мы можем видеть полноценный рекламный баннер, который приглашает покупателей на распродажу (нем. – Total Ausverkauf) в магазин на Кёнигсбергерштрассе.
В Кранце существовало несколько магазинов, которые специализировались на заморских товарах. Так, на Даменбадштрассе, 2 магазином экзотических овощей и фруктов владел Вальтер Хаузер.
На любой вкус
На месте, где сейчас расположен городской Центр культуры и искусства (Курортный проспект, 11), находился один из известных отелей «Кёнигсберг» (Кёнигсбергерштрассе,16). Он располагал собственной первоклассной кухней, театральным залом на сто человек, имел центральное отопление. В 30-х годах к отелю был пристроен кинотеатр «Капитоль». Здание было построено буквой «п». Со временем в одной из частей постройки открылся магазин колониальных товаров и деликатесов, он находился по адресу Кёнигсбергерштрассе, 14/15.
В книге Л. Ефремова «Очерки по истории Кранца» в приложении «Основные отели и пансионы, существовавшие в Кранце» указано, что владельцами отеля «Кёнигсберг» являлись Е. Баубкус и А. Вольф. В адресной книге Кранца 1922 года нашелся только Альфред Вольф, который проживал на Кёнигсбергштрассе, 19.
А в перечне отелей за 1939 год владельцем отеля уже назван Альберт Шиллинг (подходящая фамилия для предпринимателя), которому также принадлежал магазин колониальных товаров и деликатесов. На старой фотографии название «Kolonialw.(waren) und Delikatessen» можно увидеть слева от входной двери в магазин. Хорошо заметны и рекламные «трюки» того времени — стены расписаны названиями продукции, над входной дверью «красуется» фамилия торговца Альберта Шиллинга, который проживал по адресу: Кёнигсбергерштрассе, 14/15 (адрес отеля).
На стенах магазина видны надписи «Чай», «Кофе», «Какао», «Вино», «Сигары» и... «Магги». Эта торговая марка сухих супов и пищевых приправ известна с конца XIX века. Компания швейцарского предпринимателя Юлиуса Магги вывела на европейский рынок продукты на основе муки из бобовых растений, а в 1886 году появились первые готовые сухие супы — гороховый и фасолевый. Однако самым известным и популярным продуктом остается легендарный бульонный кубик. Поскольку данная продукция производилась за пределами Восточной Пруссии, товары фирмы «Магги» можно было приобрести в магазинах колониальных товаров.