«Ровесник» Кёнигсберга
Посёлок Муромское (Лаптау), как и Кёнигсберг, впервые упоминается в исторических документах с 1255 года
Татьяна Жданова
У древних пруссов местность, на которой расположен современный посёлок, называлась Лобетов. После покорения этой территории ордену удалось склонить на свою сторону большое количество пруссов.
18 января 1255 года Тевтонский орден передал эти земли прусскому вождю Ибуту в обмен на лояльность, но уже через три года поселением Лаптау стал владеть епископ Генрих фон Штриттберг.
В 1330 году в поселении уже была открыта кирха, а первое упоминание о ней в документах относится к 1354 году. Нижний этаж кирхи сложен из валунов, верхние этажи кирпичные, башня завершалась маленьким вальмовым куполом. Неф (вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов) с хорами построены из валунов с кирпичными углами, притвор находился с северной стороны.
Внутреннее убранство кирхи
Между нефом и алтарём находилась триумфальная готическая арка. Во время боёв 1945 года кирха подверглась артиллерийскому обстрелу, в результате которого были сильно повреждены купол башни и крыша нефа и алтаря. Следы разрушения на восточной стороне башни были видны ещё в 1987 году. В послевоенные годы кирха использовалась в качестве склада, колокол кирхи висел на дереве около правления сельского совета.
К 1989 году башня была разрушена до первого этажа, и к весне 1990 года в ней был открыт спортивный зал, который просуществовал десять лет. Несколько лет назад на территории кладбища, которое располагается рядом с кирхой, были найдены старая (предположительно, крестильная) чаша и её основание, на котором она стояла. Кстати, есть упоминание, что основанием служил гранитный кусок первой колонны памяти о битве в 1370 году при Рудау (совр. посёлок Мельниково). Находки достали из земли и перевезли на территорию храма святой Великомученицы Екатерины в посёлке Родники (нем. Арнау).
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года №132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения, но кирха до сих пор находится в руинированном состоянии.
Тринадцатый замок
Буквально через год после открытия кирхи в Лаптау началось строительство каменного замка. Благодаря интересам епископа Иоганеса Кларе, который, кстати, был инициатором возведения Кафедрального собора на Кнайпхофе, и возникли на этой земле замки Лаптау и Повунден (Храброво).
Через двадцать лет его строительство закончилось. В 1351 году он считался тринадцатым епископским замком на территории Восточной Пруссии.
Предположительно замок имел три флигеля – северный, восточный и западный. Вокруг замка с мощными оборонительными стенами находился и глубокий ров. В северном флигеле с небольшой башней находились ворота, ведущие в форбург (прим. ред. – передовое укрепление, выступающая вперёд часть замка или крепости).
Во времена герцога Альбрехта в 1560 году началось капитальное обновление замка, в котором со временем разместились различные ведомства каммерамта (прим. ред. – административный орган управления ордена). Поскольку Лаптау находилась на пути из Кёнигсберга в Мемель, часть помещений использовало почтовое ведомство, часть оборудовалась под постоялый двор.
До 1713 года замок ещё использовался, но вскоре был заброшен и пришёл в упадок. Ещё через десять лет от него остались только руины. В документе 1760 года упоминается уже только «замковая гора» и что «часть сохранившихся стен состоит из старого кирпича и валунов». В 1764 году на месте руин замка построили небольшую гостиницу. В 1850 году последние остатки замковых стен были пущены на строительство дороги Кёнигсберг – Кранц.
Бывший гостевой дом «Лаптау»
В 1885 году Лаптау был присоединён к железнодорожной линии Кранц – Кёнигсберг и получил железнодорожную станцию. В 1920-х гг. от замка оставался плоский, заросший сорняками холм, в некоторых местах ещё просматривались остатки стен толщиной от двух до трёх метров и засыпанные подвалы.
Сельская жизнь
Из адресной книги бывших жителей Лаптау за 1922 год известно, что в посёлке числилось 47 фамилий. Безусловно, проживающих в нём людей было больше. При изучении рода занятий местных жителей стало ясно, что занимались здесь в основном наёмным трудом.
В графе «занятие» встречается несколько слов, которые сейчас и не встретишь в современном языке. Из 47 фамилий пять человек числились простыми рабочими, ещё пять – так называемые безземельные крестьяне (нем. Instmann). Возможно, они работали на хозяина. Напротив девяти фамилий стоит «deputant». Это были люди, которые получали часть заработанной платы натуральными товарами. Работая на подворье, хозяин платил им деньгами и продуктами.
Бывший дом церковной общины, сейчас в здании располагается местный Дом культуры и библиотека
Есть в списке 15 человек, которые назывались «hofgänger». В переводе это слово значит «подёнщик, батрак». Вот и получается, что из 47 фамилий больше половины жителей (34 человека) работали на хозяина и вряд ли имели приличный доход.
Землевладельцем в Лаптау значился некто Вальтер Кун. Все остальные занимались обслуживанием – извозчик, садовник, повар, горничные.