Курортные круизы
Одним из увлекательных приключений в Кранце считались прогулки на пароходах по Куршскому заливу
Татьяна Жданова
Новая акватория
На балтийском побережье регулярные водные путешествия возникли в середине XIX века, когда торговец из Мемеля Я. Мазон купил в Англии пароход «Ирвиш» мощностью 30 лошадиных сил. В течение семи лет два раза в неделю пароход совершал регулярные рейсы по маршруту Мемель (Клайпеда) — Лабиау (Полесск) — Тапиау (Гвардейск) — Кёнигсберг (Калининград). Но ранней весной 1847 года пароход зажало льдами в районе мыса Винденбург, и он сгорел. За время существования парохода «Ирвиш» пассажирские перевозки по Куршскому заливу стали доброй традицией.
По мере укрепления курортного статуса Кранца возникла необходимость в развитии пароходного сообщения, и в 1849 году был составлен план создания причала в устье ручья Кранцбеек. После выполнения работ по выпрямлению и углублению русла канал на всём протяжении стал судоходным. В 1858 году от гавани Кранцбеек было налажено пассажирское сообщение из Кранца (Зеленоградск) до Мемеля (Клайпеда) с заходом в четыре населённых пункта на Куршской косе. Со временем на берегу был построен небольшой отель «Кранцбеек» с рестораном.
Морские пути
Количество пассажиров, желающих совершить увлекательные морские прогулки, возрастало с каждым курортным сезоном. К услугам отдыхающих был пароход, который назывался «Кранц». Он ходил только при хорошей погоде и при наличии достаточного количества пассажиров, при этом согласовывалось совместное расписание поездов и парохода. Благодаря этому было налажено регулярное пассажирское сообщение вдоль косы из Кранца до Мемеля (Клайпеда) с заходом в Росситтен (Рыбачий), Пилкоппен (Морское), Нидден (Нида) и Шварцорт (Юодкранте).
Пароходное сообщение повлекло за собой развитие инфраструктуры на Куршской косе, сделало этот край Восточной Пруссии более доступным для туристов. В 1880 году началось строительство причала в Шварцорте (Юодкранте), со временем построили причалы в Ниддене (Нида) и Росситтене (поселок Рыбачий).
Пассажирское судно «Мемель»
С 1909 года на линии «Кранц — Мемель» регулярно курсировали ещё два парохода — «Росситтен» и «Мемель», а в 1938 году — судно «Кранцбеек». Сезон судоходства на Куршском заливе начинался 1 мая и заканчивался 30 сентября.
Вплоть до 1945 года водный транспорт оставался основным видом пассажирского и грузового сообщения с посёлками Куршской косы. Интересна судьба теплохода «Куршская коса» — пройдя все перипетии послевоенного времени, он еще в 1960-е годы, но уже под другим названием — «Фаральони» («Скалы»), перевозил туристов из Неаполя на остров Капри.
Особый шик
Выход в залив или морскую акваторию, особенно в предзакатное время, считался у отдыхающих особым шиком. Великолепные виды Куршской косы и неповторимые морские пейзажи навсегда оставляли восторженные воспоминания.
Для того чтобы отдыхающая публика могла быстро и комфортно добраться до пароходного причала, в 1895 году была построена и открыта железнодорожная ветка от городского вокзала Кранца до гавани Кранцбеек. При этом было согласовано специальное расписание пароходов и поездов: пассажиры, приехавшие на поезде, садились на пароход, а отдыхающие после морской прогулки без задержек ехали обратно в город.
Пароходный путь, например, в Мемель (Клайпеда) составлял около ста километров и занимал по времени примерно семь часов. В период с 15 мая по 15 сентября первым выходил пароход «Кранц», утренний рейс начинался в 8.40, а обратно прибывал к причалу в 20.20. У отдыхающих появлялась возможность совершить великолепную прогулку на пароходе, полюбоваться красотами Куршской косы. В период с 1 июня на «маршрут» выходил второй пароход — «Мемель».
Пассажиры пароходов могли попасть на берег, только пересев на парусные лодки
В книге Л. Ефремова «Очерки по истории Кранца» упоминается, что в Заркау (поселок Лесной), Пиллькоппене (поселок Морское), Шварцорте (Юодкранте) изначально отсутствовали причалы для швартовки пароходов. Таким образом, пассажиры могли попасть на берег, только пересев на парусные лодки, которые спускали по борту парохода с подветренной стороны. Эта «пересадка» рассматривалась степенными отдыхающими как самый экстремальный этап морского путешествия. Затем лодка доставляла пассажиров на берег, где они могли спокойно прогуляться по лесу, полюбоваться неповторимой красотой песчаных дюн Куршской косы.
На берегу гавани к услугам отдыхающих был открыт отель с рестораном