Иоганнес Тинеманн: из теолога в орнитолога
120 лет назад в Росситтене была открыта первая в мире орнитологическая станция
Татьяна Жданова
«Птицы – это наши самые подвижные создания,
для которых не существует никаких государственных границ.
Кто желает с ними экспериментировать,
тот не должен ограничиваться своим клочком земли».
И. Тинеманн.
Кольца для пернатых
Куршская коса простирается с юго-запада на северо-восток. Эту узкую полоску земли часто называют «птичьим мостом» в период ежегодных сезонных миграций пернатых. Для наблюдения за этим сезонным явлением в Росситтене 1 января 1901 года была открыта орнитологическая станция «Птичья башня» (нем.Vogelwarte Rossitten). Её основателем и первым директором стал Иоганнес Тинеманн, который первым высоко оценил значение этого места, расположенного между Балтийским морем и Куршским заливом, для перелёта птиц и указал на необычайно благоприятные возможности для наблюдений и исследований.
Первых больших успехов профессор Тинеманн добился, когда начал исследовать перелёт отдельных видов птиц с помощью кольцевания. Он позаимствовал методику датского учителя естествознания Ханса Мортенсена, который в 1899 году начал регулярно кольцевать птиц. Пойманной птице на ногу надевалось легкое алюминиевое кольцо с номером и штампом «Орнитологическая станция Росситтен, Германия». Было 11 размеров колец для отдельных видов птиц. Первой окольцованной Тинеманном птицей стала серая ворона (9 октября 1903 года).
Кольца орнитологической станции в Росситтене
Начав в ноябре 1903 года с первой окольцованной вороны, к 1935 году сотрудники станции надели кольца на лапы более 50 тысячам птиц, а к моменту закрытия станции в 1944 году количество таких колец перевалило за миллион.
Начавшись в 1901 году, кольцевание птиц на Куршской косе буквально к концу первого десятилетия XX века распространилось по всему миру. Так, первые опыты по кольцеванию птиц в Российской империи были произведены в 1908 году с использованием колец Росситтенской станции.
Из теолога в орнитолога
Иоганнес Тинеманн впервые посетил рыбацкий поселок Росситтен на отдыхе в 1896 году. Богатство птичьего мира Куршской косы поразило молодого Тинеманна. Он решил поселиться здесь и посвятить свою жизнь изучению птиц, прежде всего их миграции. Интерес к орнитологии пересилил в Тинеманне традиционную для его семьи привязанность к богословию. Иоганнес родился в семье священника и собирался продолжить семейное «дело» – изучал богословие в университетах Лейпцига и Галле. Однако в Кёнигсбергском университете увлекся естественными науками, получил докторскую степень и в 1910 году был назначен профессором в университете Кёнигсберга.
Орнитолог с орлом-белохвостом Штурмом
В роду Тинеманнов Иоганесс не первый богослов-орнитолог – его дед Георг был пастором в разных городах Тюрингии, а после выхода в отставку занимался исключительно естественными науками, изучая главным образом встречающихся на его родине птиц. Брат деда Фридрих Тинеманн стал известным учёным-орнитологом. Так что можно сказать, орнитология – семейное дело Тинеманнов.
Иоганнес Тинеманн постоянно публиковал научно-популярные статьи, часто выступал с лекциями, является автором книги «Росситтен. Три десятилетия на Куршской косе» и фильма «Пустыня у моря». Усилиями Тинеманна и его преемника Эрнста Шютца Росситтенская орнитологическая станция, включавшая полевой стационар «Ульменхорст», получила мировую известность как центр массового кольцевания птиц, в котором изучались миграционные пути и поведение птиц.
В 1929 году он ушёл в отставку, но ни на день не переставал любоваться летящими в небе птицами. Иоганнес Тинеманн скончался 12 апреля 1938 года в Росситтене.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 могила известного орнитолога в посёлке Рыбачий получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
Полевой стационар
Название «Птичья башня», особенно на первых порах, доставляло много хлопот орнитологу. Многие думали, что это высокая башня, с которой можно наблюдать за пролетающими птицами с помощью подзорных труб. Если в Росситтен прибывали туристы, то, как правило, задавали ему вопрос: «Как часто Вы спускаетесь вниз?»…
Никакой высокой башни не было, станция размещалась в небольшом помещении, в котором находились пара шкафов для карт и коллекции чучел птиц.
Коллекция пернатых чучел
На первых порах местное население относилось к учёным экспериментам с недоверием и даже враждебно. Однако орнитолог неустанно разъяснял и показывал, как происходит кольцевание. Ещё в кёнигсбергском зоопарке, где он кольцевал различные виды птиц, было установлено, что подобная «метка» не приносит птицам никакого вреда. Только после этих опытов Тинеманн перешёл к массовому кольцеванию, год за годом накапливая фактический материал о миграции птиц.
Вскоре станции кольцевания птиц в Росситтене стало мало. Тинеманн мечтал о создании полевого стационара. В октябре 1908 года домик для наблюдения за птицами «Ульменхорст» («Гнездо Ульмера»), расположенный в 9 км от Росситтенна и в 16 км от Заркау (ныне посёлок Лесной), был торжественно открыт по случаю ежегодного съезда Общества немецких орнитологов. Своё название дом получил по фамилии мецената Э. Ульмера из Квандиттена (его поместье находилось в районе посёлка Другенен, ныне Переславское), который выделил необходимую сумму на его постройку .
В «Ульменхорсте» в течение следующих десяти лет во время перелёта птиц Тинеманн жил неделями и месяцами, совершенно отрезанный от всего мира, но в центре перелёта птиц.
Если в 1901 году в помещении для коллекций в «Птичьей башне» висели лишь пустые контурные карты, то впоследствии на каждое сообщение о найденной окольцованной птице на карте появлялся крестик – так, шаг за шагом, отмечался птичий маршрут. Благодаря кропотливой работе орнитолога по всему миру всего через 20 лет вышел в свет первый Атлас миграций птиц (1931 год).