19.03°C

История

Йозеф Карл Штилер и новый «Курхаус»

Йозеф Карл Штилер и новый «Курхаус»

В середине XIX века королевский курорт Кранц посетил придворный художник-портретист Йозеф Карл Штилер

Татьяна Жданова

Высокий статус

Йозеф Карл Штилер, будучи постояльцем «Курхауса», нарисовал здание с натуры и в знак благодарности подарил картину отелю. К сожалению, во время пожара она сгорела, в огне погибли и многие другие дорогие вещи, в частности, те, которые были дарованы отелю королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV (прим. ред. — известно, что монаршая особа посетила Кранц в 1843 году и присутствовала при открытии «Курхауса»).

В каком именно году Штилер посетил Кранц, точно неизвестно. Впрочем, используя сравнительный анализ, мы можем определить временной отрезок. Новый «Курхаус» (полное название отеля — «Grosses Logir und Neues Kurhaus»), расположенный на центральной улице курорта Кёнигсбергерштрассе, принял первых постояльцев в 1843 году. Йозеф Карл Штилер (1781 — 1858) к этому времени был признанным мастером портретной живописи и придворным художником. Следовательно, посетить королевский морской курорт и стать постояльцем «Курхауса» Штилер мог с 1843 по 1858 годы.

Новый «Курхаус»

Дословно «кurhaus» переводится как «курортный дом». Этим статусом на курортах Германии и Восточной Пруссии удостаивался главный отель, являвшийся центром курортной жизни. Отель «Grosses Logir und Neues Kurhaus» на Кёнигсбергерштрассе, 38 был для Кранца именно таким местом.

Изначально курортный дом располагал 23 номерами, просторной стеклянной верандой с витражами, читальным, бильярдным и концертным залами, собственной кондитерской. Но со временем здание перестраивалось. В путеводителе по морским курортам за 1935 год указан ресторан при отеле «Курхаус», который пользовался большой популярностью у постояльцев отеля и отдыхающих на курорте. В таблице отелей за 1939 год указано, что новый «Курхаус» располагает уже 130 спальными местами, имеется автогараж.

Позади отеля находился большой парк (kurpark) с редкими породами деревьев. Уютную атмосферу в парке создавали газовое освещение вдоль дорожек и расставленные кадки с редкими тропическими растениями. В 1859 году в парке были оборудованы летний театр и кафе. Территория курортного парка объединяла два «Курхауса» – один находился на променаде (о нём мы писали в номере №55 от 18.12. 2020), другой – на Кёнигсбергерштрассе, 38.

Придворный художник

Йозеф Карл Штилер родился в 1781 году. Семья Штилеров была известна как семья художников, среди которых были также гравёры, резчики по гербам и печатям. Серьёзно учиться живописи Штилер-младший стал в 17 лет, обучение продолжил в Венской академии художеств. Дебютировал как художник-портретист, сразу стал работать при дворах Парижа, Будапешта и Варшавы, где был просто завален заказами.\

Венценосный покровитель художника король Людвиг I

В 1810 году Штилер отправился в длительную поездку по Италии. Через год король Баварии Максимилиан I пригласил Штилера к своему двору в Мюнхен. В 1816 году венценосный покровитель отправил художника к венскому двору, чтобы написать портрет императора Франца II.

В 1820 году Штилер вернулся в Мюнхен и был назначен королём в придворные художники. С февраля по апрель 1820 года Штилер писал портрет Людвига ван Бетховена, который на сегодняшний день является, по всей видимости, самым известным изображением великого композитора. Бетховен, считавший встречи с художником «сущим наказанием», не смог «высидеть» всё время, поэтому руки композитора Штилер заканчивал уже по памяти.

Знаменитый портрет Л. Бетховена

Кисти мастера принадлежат не менее известные портреты Гёте, Шеллинга, Гумбольдта и семьи короля Максимилиана I, писал он также на религиозные и бытовые темы.

В 1818 году Йозеф Карл Штилер женился на 20-летней русской немке Полине (Паулине) Беккерс из Москвы, которая родила ему пятерых детей. В 1830 году она умерла. В 1833 году Штилер женился во второй раз на поэтессе Жозефине фон Миллер, которая родила ему ещё троих детей.

Женские идеалы

Для короля Баварии Людвига I (сына Максимилиана I ) Штилер написал знаменитую «Галерею красавиц», которая была размещена в личных апартаментах во дворце Нимфенбург (прим. ред. — дворцово-парковый ансамбль баварских правителей, расположенный в границах современного Мюнхена).

«Галерея красавиц»

В «Галерее» — 36 портретов самых красивых европейских женщин, написанных в 1827-1850 годах. На протяжении почти 13 лет любимый художник короля Баварии писал для своего покровителя портреты прекрасных дам. Картины ориентированы исключительно на личный идеал женской красоты Людвига I. Это были не только принцессы и особы знатных родов, среди них есть и крестьянки, и простые горожанки — баварский король лично отбирал красавиц. Если выбор падал на дочь простого гражданина, она получала в подарок платье, в котором позировала художнику. Именно поэтому многие дамы на портретах одеты намного богаче, чем позволяло их социальное положение.

В одном живописном ряду можно увидеть известную красавицу высшего света XIX века баронессу Амалию фон Крюденер, в которую был влюблён и которой посвящал стихи русский поэт Фёдор Тютчев, и, например, простую швею Марию Дайтш, чей портрет был написан Штилером последним в 1850 году.

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru