На всех парусах
В 1901 году в Кранце прошла рыбацкая парусная регата
Татьяна Жданова
В Кранце всегда стремились предоставить разноплановый отдых курортной публике. Например, морские прогулки были одним из запоминающихся моментов отдыха. Эта услуга пользовалась большим спросом. Всем известно, что предприимчивые рыбаки Кранца в летний сезон переоборудовали свои рыбацкие лодки в прогулочные яхты и катали желающих по морю.
Прогулочные лодки Кранца
Некоторые пассажиры садились в парусные лодки непосредственно с берега. Яркий пример тому – «стоянка» у отеля «Монополь». На старых фотографиях можно увидеть, что на лодки публика поднималась по небольшим деревянным настилам. Другая часть лодок причаливала непосредственно к пирсу, чтобы забрать или, наоборот, высадить отдыхающих.
Морской треугольник
Море всегда манило и волновало души многих людей. Поэтому неудивительно, что в Кранце стали проводить парусную регату.
Информацию об этом событии удалось найти в брошюре Немецкой ассоциации морского рыболовства от 1901 года, pdf-версия которой недавно появилась в распоряжении редакции.
Конечно, интерес представлял текст, в котором шла речь о проведении морской регаты в Кранце. Не ошибёмся, если скажем, что это первое официальное упоминание о регате.
Регата (итальянское слово regatta означает «борьба за мастерство» и происходит от латинского слова regattare, или «соревноваться, торговаться, продавать в розницу», в немецком regatta от rîgа — «ряд») – гонка судов или шлюпок, позднее — крупное, обычно традиционное соревнование по парусному или гребному спорту, состоящее из серии гонок для судов разных классов.
Схема проведения парусной регаты
Рыбацкая парусная регата состоялась по инициативе курортного комиссара Дена 10 июля. К слову, в 1901 году это число выпало на среду – простой будний день. В начале текста отмечалось, что погодные условия были крайне неблагоприятные, дул очень сильный северный(!) ветер. Но регата началась, как и было запланировано, в 10 часов утра. Буй с флагом был установлен непосредственно перед стартовой линией с лодками, стоявшими на якоре в сторону моря.
Границы плавания ограничивались в виде треугольника двумя лодками, отмеченными флагами, находившимися далеко в море. В регате участвовали 13 лодок. Длина плавательного пути составляла примерно 8–10 морских миль.
Два старта
«Это было великолепное зрелище: лодки, в каждой по пять человек, преодолевали прибой, затем поднимали паруса и начинали маневрировать. В 10/2 часа был дан сигнал о подготовке, и хотя была дана точная информация не стартовать до второго сигнала, остановить их было уже невозможно: из 13 стартовавших лодок 11 вышли на старт слишком рано, и только № 4 (Карл Баст) и №8 (Иоганн Помпер) стартовали ровно через пять минут, когда был дан второй сигнал.
К парусам были прикреплены лодки с номерами размером почти в метр, чтобы тысячная публика могла следить за регатой. Первой финишную черту пересекла лодка № 10 (П. Томс), второй – № 2 (Карл Шмидтке), третьей – № 5 и № 12 одновременно, четвертой – № 4 (Карл Баст), пятой лодкой был № 8 (Иоганн Помпер); остальные последовали за ним в быстрой последовательности.
Лодочники № 4 и № 8 сразу же по прибытии заявили протест на том основании, что только они стартовали правильно. Это пришлось признать правильным, и в результате яхте № 4 пришлось присудить первое место, лодке № 8 – второе место, а затем лодкам № 10 – третье, № 2 – четвёртое, №№ 5 и 12 получили пятую премию».
За победу в регате участники получили денежную премию: за первое место – 75 марок, второе – 50 марок, третье – 40 марок, четвёртое – 30 марок, остальные – по 20 марок».
Автор указывает, что «участие и интерес к регате были чрезвычайно оживлёнными». И, уверены, он не преувеличивал.
Зимнее развлечение – гонки по льду
Вероятнее всего, это была не последняя парусная регате в Кранце. Но о других соревнованиях информации нет. Однако можно добавить, что в зимний период проводились гонки по прочному льду на парусных лодках, к нижней части которых были приделаны металлические коньки. Так называемый буерный спорт стал популярным развлечением ещё в XIX веке.