Дом с табличкой
Дом № 3 во 2-м Саратовском переулке включают в реестр объектов с признаками культурного наследия
Уличные «перевороты»
От улицы Саратовской (нем. — Августаштрассе) начинаются улица Герцена, 1-й и 2-й Саратовские переулки — бывшие Луизенштрассе, Фридрихштрассе и Фельдштрассе соответственно. Фридрихштрассе была названа в честь короля Фридриха II Великого, имя супруги Фридриха Вильгельма III было увековечено в названии улицы Луизенштрассе, а вот Фельдштрассе в переводе на русский называлась просто — улица Полевая. Интересно, что за этой улочкой шли параллельно Садовая (сейчас улица Потемкина) и Липовая (улица Осипенко). Эти ничем не примечательные маленькие улочки во время идеологических реформ в 30-х годах XX века тоже были переименованы — Луизенштрассе переименовали в улицу Свободных граждан, Фридрихштрассе присвоили имя Бруно Шафрински, а Фельдштрассе стала называться Альберт Штигель штрассе.
На старых картах Кранца видно, что жилых домов на этих улицах немного. По данным адресной книги бывших жителей Кранца, на Фридрихштрассе (1-м Саратовской переулке) в 1922 году было всего три дома. В первом была зарегистрирована фрау Мария Вондоллек, в доме № 2 проживали торговец Рудольф Гюнтер и маляр Ханс Керзандт, а в крайнем — владелица Амалия Зудау.
На параллельной Фельдштрассе (2-й Саратовский переулок) располагался только один дом, в котором жили четыре человека — офисный помощник Отто Ланге, столяр Герман Ленгвенус, рантье Франц Фрицшкен и управляющий телеграфной линией Август Ланге. Это здание (сейчас это дом № 3 во 2-м Саратовском переулке) по инициативе группы жителей и участников движения «Прусское культурное наследие» внесли в государственный реестр объектов с признаками культурного наследия. Такое решение было принято на заседании общественного Совета при Службе государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в начале ноября.
Старая табличка
Об историко-культурной ценности дома № 3 во 2-м Саратовском переулке с точки зрения архитектуры и градостроительства подробное описание составил архитектор-инженер Дмитрий Борисович Сухин. В архитектурном описании указано, что планировка дома была симметричная, этажная, по две пользовательские единицы на этаже (в настоящее время, на четыре). Здание дома прямоугольной формы построено из красного кирпича — без подвала, в два полных этажа, с дремпелем (прим. ред. — чердачный полуэтаж). Кровля двускатная, первоначально черепичная, ныне асбоцементная по деревянным стропилам. Свесы украшены прорезной резьбой.
Вход в помещения первого этажа осуществлялся с улицы из палисадника налево и направо через веранды. Лестница со двора служила служебным входом в квартиры первого этажа и основным — второго (возможно, что квартиры первого этажа выхода на лестницу не имели вовсе).
Еще одна особенность дома № 3 во 2-м Саратовском переулке — на северном фасаде сохранилась историческая табличка с надписью «Feuermeldestelle», в переводе — «пожарная служба»). Возможно, табличка указывала на отношение к системе пожарного оповещения, которой был снабжен дом.
Скандинавский мотив
Центральная часть возвышена до полного этажа, на дворовом фасаде — с односкатной кровлей, на главном — со двускатной, с образованием дополнительного щипца, также украшенного свесом с резьбой. Пристроенные к лицевому фасаду слева и справа от обеих центральных осей двухэтажные (первоначально цельностеклянные) деревянные веранды повторяют в сторону улицы этот щипец и резьбу в меньшем масштабе, почти полностью прикрывая капитальные стены.
Первые этажи обеих веранд перестроены, что существенно обеднило облик здания: первоначально его отличал гармоничный переход от крупного, «городского» масштаба основного корпуса, вероятно, украшенного фасадной росписью, к более мелко-детализированному решению веранд. Их филенчатые парапеты, оконные перемычки облицованы досками с волнистым профилем и сквозным орнаментом, оголовники декоративных затяжек имели продолжение в опорах и кронштейнах, балюстраде первого этажа. Различия в торцевых фасадах (отсутствие одной оси окон на северном фасаде) объясняются позднейшими перестройками.
Стилистически здание следует отнести к эклектике южногерманского или швейцарского декора, характерного для дачной застройки рубежа XX века. «Скандинавские драконы» еще украшают ветровые доски дома — эти элементы деревянного зодчества необходимо сохранить. Тем более, что «рисунок» сквозной резьбы отличается от других «скандинавских драконов». Деревянные изображения соединили в себе два образа — голова дракона, обращенная к небесам, и фигуры лебедей, составлявших целостную симметричную геральдическую композицию, были своеобразно соединены умельцами в резных завершениях фасадов веранд. В результате появился более нигде не встречающийся на побережье Балтийского моря мотив извивающихся мирных дракончиков с лебедиными клювами и шеями. Мотив скандинавских драконов, украшающих дом № 3 во 2-м Саратовском переулке, использовался в качестве образца для декорирования центрального входа в городском парке по программе возрождения деревянного зодчества.