Военная медсестра
В нашей новой рубрике — рассказы фронтовиков
Фронтовичка Клавдия Георгиевна Ершова живет в Зеленоградске с 1947 года, почти полвека она проработала в местном санатории «Зеленоградск». А с будущей профессией ее связала Великая Отечественная война.
Когда началась война, Клавдия только окончила 7-й класс в городе Серпухове Московской области. По воспоминаниям Клавдии Георгиевны, в сентябре 1941 года она и ее одноклассницы пошли учиться на фельдшеров. Их было много — вчерашних школьниц, которые дружно записывались в медицинские училища.
Но война не дала доучиться, и в августе 1943 года девушек выпустили «медсестрами по уходу». Клавдия попала по распределению в эвакуационный госпиталь №2664, который располагался в ее родной школе.
Клавдия Георгиевна награждена медалью «За боевые заслуги», орденом Великой Отечественной войны, о войне вспоминает и рассказывает неохотно. Перевязки, бинты... Делали все, что говорили врачи, все, что требуется. Не знали — тут же и учились. Работали без сна и отдыха. К тому же медицинский персонал в госпитале делал не только прямую профессиональную работу, но и вел хозяйство — медсестры сами и бинты стирали...
Линия фронта была в семи километрах от госпиталя, поэтому раненых было очень много. Бомбардировщики часто сбрасывали на Серпухов авиационные снаряды, от которых в госпитале выбивало стекла.
«Никто из нашей семьи никогда про войну особенно не рассказывал», — говорит дочь Валентина.
Клава, вставай!
В семье Логуновых было четверо детей, и ни одного из них не минула страшная война. Старшая сестра Клавдии Мария копала окопы для бойцов обороны Москвы. Вторая сестра Татьяна, отучившись в столице на связиста, обеспечивала связь в авиационных частях. Брат Клавдии Василий считался пропавшим без вести, семья его долго искала и нашла. Оказалось, что эшелон с новобранцами разбомбили фашисты и Василий был похоронен в братской могиле...
Однажды во время бомбежки едва не погибла и Клавдия. Атака с воздуха началась, когда она шла на учебу — переходила овраг по земляному мостику. Бомба упала неподалеку, убив лошадь и оглушив Клавдию. Девушка, конечно, испугалась, но потом встала, отряхнулась и пошла на занятия.
— Мама всегда неохотно вспоминает годы войны... Наверное, потому что это очень тяжело: условия работы были суровые, а ведь они были еще совсем юными — в 1945 году маме исполнилось 20 лет, — делится дочь Валентина. — Мама жила в доме, который был неподалеку от госпиталя, и часто бывало, что она только придет с дежурства, приляжет отдохнуть, а за ней уже бегут: «Клава, вставай, ты нужна!». Наверное, в работе медсестер не было места громким подвигам, но они выполняли свои обязанности добросовестно, старались сделать все, что могут для солдат, для Победы.
После окончания Великой Отечественной войны госпиталь продолжал работать до 1947 года, медработникам приходилось лечить не только советских солдат, но и пленных. Пережив ужасы войны, медики попытались высказать возмущение и всем коллективом отказались лечить немцев. Но начальник госпиталя запретил делить раненых на своих и чужих.
В 1947 году Клавдия с подружками-медсестричками приехала восстанавливать Калининградскую область, устроилась работать в санаторий в Зеленоградске. Кто-то не выдержал тяжелой жизни и вернулся на свою малую родину, а она осталась. На танцах познакомилась с будущим мужем — фронтовиком Георгием Дмитриевичем Ершовым, который со своей мамой приехал в наш город из Анапы. Вырастили заботливую, чуткую дочь Валентину, она, как и мама, связала свою жизнь с медициной, а вот внучка Наталья выбрала другую профессию, она — юрист.
В семье чутко оберегают здоровье фронтовички Клавдии Георгиевны, которая показывает пример оптимизма, трудолюбия и как надо справляться с трудностями. Главное — чтобы не было войны.