Путевые воспоминания
В городской библиотеке имени Юрия Куранова есть книга Александра Климентьевича Энгельмейера «По русскому и скандинавскому северу: путевые воспоминания в 4-х частях». Широкому читателю, возможно, она мало известна, однако книга представляет особый краеведческий интерес. Александр Энгельмейер во время путешествия посетил курорт Кранц и записал свои впечатления.
Увлекательная личность
Кто же такой Александр Энгельмейер (1854-1926), который оставил любопытные письменные «зарисовки»? Писатель, драматург, музыкант-любитель.
Александр Климентьевич родился в 1854 в Рязани в дворянской семье. Образование получил в московской гимназии и во французском лицее в Ницце. Сотрудничал с печатными изданиями того времени – «Современных Известиях», «Неделе», «Русских Ведомостях» и других периодических изданиях. Написал несколько театральных пьес, которые шли, правда, на провинциальных сценах. Кроме того, написал книгу «По русскому и скандинавскому Северу: путевые воспоминания в 4-х частях» (Москва, 1902). Ее он посвятил своей жене Эмилии Карловне – «моему лучшему спутнику в жизни».
Автор рассказал о своем путешествии по северу России, Норвегии, Швеции, Дании и Северной Пруссии в 1898-1899 годах. Путешествуя по разным странам и городам, Александр Энгельмейер подмечал нюансы истории, культуры и быта: «У нас так еще недостаточно интересуются нашим, а тем более скандинавским севером, так мало желают его узнать поближе, что становится положительно обидно за все те интересные страны, в особенности же за Скандинавию. Страна эта, ее народности и их культура заслуживают гораздо большего интереса к себе, нежели это заметно до сих пор между нашими соотечественниками. Я, по крайней мере, должен признаться, что посещение Скандинавии могу назвать чуть ли не лучшим своим путешествием».
Страницы путешествия
Книга «По русскому и скандинавскому Северу: путевые воспоминания в 4-х частях» впервые вышла в свет в Москве в 1902 году. Она состоит из четырех частей, в последней – во II главе описано путешествие «По Северной Пруссии».
После посещения нескольких городов, в частности, Варнемюнде, Рошток (примеч. – Росток), Нейбранденбург (примеч. – Нойбранденбург),
Люстров (примеч. – Гюстров), Кёнигсберг, автор решил совершить поездку на курорт Кранц.
Путешествие к морю началось 2-го (14) августа 1899 года: «Утром сегодня, часов в восемь, расплатился в гостинице и пустился пешком на вокзал. Носильщик нес мои вещи. Жара была такова, что, казалось, нестерпимо идти даже в тени домов. Да, здесь уже был континент, с его удушливым климатом. На улицах в это воскресное утро было уже довольно оживленное движение праздничной публики.
… На вокзале была масса народа. Все это стремилось провести воскресенье у моря. Все это направлялось в Кранц (примеч. – в авторском тексте написано Kranz). Поезда туда отходили часто. Но на вагонах была все время теснота. В виду этого я оставил свою кладь, хотя и небольшую, на хранение в Кёнигсберге, с тем, чтобы завтра получить в Кранце, перед моим отъездом оттуда. Сам же поместился в один из поездов.
В вагоне III класса было битком набито приличной, нарядной публикой. Во II – тоже. Первый оставался почти пустым».
Под стук колес
Открытие железнодорожного вокзала Кранца состоялось 8 июля 1885 года. Главная ветка железной дороги, соединившая город-курорт и столицу Восточной Пруссии, имела длину почти 29 километров и восемь остановочных пунктов. Первый поезд отправлялся из Кёнигсберга в Кранц в 6.30, а последний – в 23.23.
В жаркие летние дни, когда многие кенигсбержцы хотели освежиться в море, железнодорожным транспортом в Кранц приезжало более десяти тысяч посетителей. В зависимости от времени года и дней недели количество поездов отличалось: в рабочее дни на линии работало зимой 13, а летом 17 поездов в обоих направлениях. Время движения пассажирских поездов, останавливающихся на всех станциях, составляло 49 минут, скорых – 24 минуты. По воскресеньям к основному расписанию прибавлялись «купальные рейсы», которые двигались до конечного пункта безостановочно.
Поезда отправлялись с Кранцевского вокзала – он располагался на «верхних» платформах станции «Калининград-Северный». В 1920-х годах в ходе широкомасштабной реконструкции кенигсбергского железнодорожного узла был построен Северный вокзал (Nordbahnhof). У Северного вокзала появилась «нижняя» платформа – ветка, соединившая главный вокзал с путями приморского направления. По тем временам это было смелое решение – пропустить железнодорожную ветку под площадью и массивным зданием вокзала. Поэтому Кранцевский вокзал в Кёнигсберге прекратил свое существование.
На железной дороге ездили локомотивы I, II и III классов, которые назывались «Seehund» («Морской котик»), «Falke» («Сокол»), «Adler» («Орел») и «Möwe» («Чайка»). Вероятно, что в одном из них приехал в Кранц Александр Энгельмейер…
Продолжение следует.
На фото: Глава из книги А. Энгельмейера