Престижный район на берегу моря
На снимке: летний дом «Эльх»
На западной окраине Кранца располагались загородные виллы и летние дома состоятельных кёнигсбержцев
Татьяна Жданова
С ростом популярности курорта жители Кёнигсберга всё чаще стали приобретать землю на побережье и строить летние дачи. В «Хронографе» Кранца указано, что в 1914 году посёлок Вестенде-Розенен возле Кранца получил план застройки. Так, на западной окраине города Кранца между Граф-Кейзерлинг-штрассе (ныне улица Гагарина) и набережной началось строительство колонии Вестенде (Kolonie Westende).
Колония быстро превратилась в небольшое поселение с частными домами, построенными в шахматном порядке, и благоустроенными садовыми участками. Новые дома стали строить не только для летнего отдыха, но и для круглогодичного проживания.
В «Путеводителях по Кёнигсбергу и прилегающим морским курортам» публиковалась реклама морской колонии Вестенде-Розенен. В ней, в частности, говорилось, что «колония есть акционерное общество, поставившее себе целью отдавать в наём или продавать дешёвые участки земли у моря, на каковых участках могут быть выстроены в известном стиле дачные виллы».
Подробную информацию о колонии и условиях приобретения участка можно было получить в городской конторе, которая располагалась в Кёнигсберге на Гинтер Россгартен, 57 (район современной улицы Клинической в Калининграде).
С вокзала – на автомобиле
В описании «прелестей и достоинств» колонии особенно подчёркивалась её транспортная доступность: «Расстояние от Кранцевского вокзала до начала колонии составляет около 900 метров. К услугам проживающих в Вестенде-Розенен стоит всегда автомобиль – несколько минут и каждый у себя на вилле».
В рекламном тексте, который был размещён в «Путеводителе» за 1911 год, объясняется финансовая сторона вопроса: «В зависимости от местоположения такой участок земли с возведёнными постройками стоит от 9 до 15 тысяч марок. Условия платежа обществом ставятся очень выгодные, так что большого капитала для приобретения недвижимого имущества во Вестенде-Розенен не требуется».
Для привлечения новых владельцев указывалось, что «вода в Вестенде-Розенен хорошая, в каждом доме проложены водопровод и водокачка, кроме того, в непродолжительном времени выстраивается электрическая центральная станция, обеспечивающая электрическое освещение в виллах и вообще всей колонии (прим. ред. – при цитировании сохранены стиль, орфография и пунктуация)».
«Белая голубка», «Солнечный свет» и «Лесное озеро»
Из телефонной книги Кранца за 1939 год можно узнать, какие виллы или дома находились в Вестенде или на Граф-Кейзерлинг-штрассе. Загородным дачам давали весьма романтичные названия. Например, «Солнечный свет» (владелец Ф. Бонакер), «Водяная мельница» (владелец Г. Шнелль), «Лесное озеро» (владелица Ф. Шимонски), вилла «Чайка» (владелец М. Крамер).
Вилла «Белая голубка»
В Вестенде находилась вилла «Родной дом», владелицей была Берта Комм. В рекламе виллы можно прочитать о том, какой это «приятный отдых в красивом саду рядом с озером».
В Вестенде находились виллы «Родной дом» и «Чайка»
Среди фотографий, на которых запечатлены загородные дома, одним из самых известных является снимок летнего дома «Лось». Удалось установить, что владельцем был Эрнст Галлиант. А совсем недавно на площадке одного интернет-аукциона были выставлены три фотографии, на одной из которых изображена вилла «Белая голубка», находившаяся в районе Вестенде, на двух других – предполагаемые владельцы или гости виллы.
Владельцем летнего дома «Лось» был Эрнст Галлиант
Дома для врачей и архитекторов
Иметь летний дом или загородную виллу на курорте было престижно. Вряд ли простой смертный и в то время мог себе позволить построить дом на берегу моря.
На Граф-Кейзерлинг-штрассе имел загородный дом известный архитектор Ханс Хопп. В Кёнигсберге по проекту Хоппа были построены комплекс Восточной немецкой ярмарки, Дом техники, здание аэропорта Девау. Активное участие Хопп принимал в создании колонии Амалиенау – комплекса респектабельных особняков в зелёной зоне Кёнигсберга.
Где-то по соседству на этой же Граф-Кейзерлинг-штрассе находилась вилла «Мелитта», которая принадлежала врачу Вальтеру Телеману. Вполне вероятно, что речь идёт об известном кёнигсбергском враче-рентгенологе Вальтере Телемане (1882-1941).
В интернет-источниках нашлась информация о Вальтере Телемане. Он изучал медицину в Кёнигсбергском университете. В 1906 году получил учёную степень доктора медицинских наук, практиковал в кёнигсбергской больнице. Обучался в Институте экспериментальной физики и исследовал рентгеновские лучи.
Как врач-специалист он открыл в 1913 году в Кёнигсберге рентген-кабинет.
После окончания Первой мировой войны создал первый в Восточной Пруссии независимый рентгеновский институт диагностики и терапии. В 1920-м он основал Восточногерманский союз для рентгенологии и светотерапии и был его главой.
В послевоенное время большинство старых домов на улице Гагарина были перестроены. Определить прежний облик зданий не представляется возможным.