1.06°C

История

Морские мили 

Морские мили 

С середины XIX века водные путешествия стали неотъемлемой частью отдыха на курортном побережье

Татьяна Жданова

Количество пассажиров, желающих совершить увлекательные морские прогулки, возрастало с каждым курортным сезоном. К услугам отдыхающих был пароход, который назывался «Кранц». Он ходил только при хорошей погоде и при наличии достаточного количества пассажиров, при этом согласовывалось совместное расписание поездов и парохода. Благодаря этому было налажено регулярное пассажирское сообщение вдоль косы из Кранца до Мемеля (Клайпеда) с заходом в Росситтен (Рыбачий), Пилкоппен (Морское), Нидден (Нида) и Шварцорт (Юодкранте).

Пассажирское судно «Мемель»

Пароходный путь, например, в Мемель (Клайпеда) составлял около ста километров и занимал по времени примерно семь часов. В период с 15 мая по 15 сентября первым выходил пароход «Кранц», утренний рейс начинался в 8.40, а обратно прибывал к причалу в 20.20. У отдыхающих появлялась возможность совершить великолепную прогулку на пароходе, полюбоваться красотами Куршской косы. В период с 1 июня на маршрут выходил второй пароход — «Мемель».

Пароходное сообщение повлекло за собой развитие инфраструктуры на Куршской косе, сделало этот край Восточной Пруссии более доступным для туристов. В 1880 году началось строительство причала в Шварцорте, со временем построили причалы в Ниддене и Росситтене.

С 1909 года на линии «Кранц — Мемель» регулярно курсировали ещё два парохода: «Росситтен» и «Мемель», а с 1938 года — судно «Кранцбеек». Сезон судоходства на Куршском заливе начинался 1 мая и заканчивался 30 сентября.

Причал в Росситтене

Вплоть до 1945 года водный транспорт оставался основным видом пассажирского и грузового сообщения с посёлками Куршской косы. Интересна судьба теплохода «Куршская коса»: пройдя все перипетии послевоенного времени, он ещё в 1960-е годы, но уже под другим названием — «Фаральони» («Скалы»), перевозил туристов из Неаполя на остров Капри.

 

Особый шик

Выход в залив или морскую акваторию, особенно в предзакатное время, считался у отдыхающих особым шиком. Великолепные виды Куршской косы и неповторимые морские пейзажи навсегда оставляли восторженные воспоминания.

Для того чтобы отдыхающая публика могла быстро и комфортно добраться до пароходного причала, в 1895 году была построена и открыта железнодорожная ветка от городского вокзала Кранца до гавани Кранцбеек. При этом было согласовано специальное расписание пароходов и поездов: пассажиры, приехавшие на поезде, садились на пароход, а отдыхающие после морской прогулки без задержек ехали обратно в город.

Пассажиры пароходов могли попасть на берег, только пересев на парусные лодки

В книге Л. Ефремова «Очерки по истории Кранца» упоминается, что в Заркау (Лесной), Пиллькоппене (Морское), Шварцорте (Юодкранте) изначально отсутствовали причалы для швартовки пароходов. Таким образом, пассажиры могли попасть на берег, только пересев на парусные лодки, которые спускали по борту парохода с подветренной стороны. Эта «пересадка» рассматривалась степенными отдыхающими как самый экстремальный этап морского путешествия. Затем лодка доставляла пассажиров на берег, где они могли спокойно прогуляться по лесу, полюбоваться неповторимой красотой песчаных дюн Куршской косы.

 

Газетной строкой

О морских круизах можно было узнать из рекламных буклетов и специальной информации в газетах. В номере курортной газеты Кранца и Куршской косы за 16 сентября 1937 года на первой странице размещены реклама судоходной компании и расписание движения пароходов компании Германа Гёца (1888-1971). Этому человеку принадлежали пароходы, которые курсировали между Кранцем и Мемелем.

Распиние параходов «Кранц» и «Мемель» судоходной компании Германа Гёца

После Первой мировой войны Гёц переехал в Восточную Пруссию. С 1918 года работал клерком в судоходной компании в Кёнигсберге, а через год основал собственную. С 1922 по 1925 год Гёц был председателем ассоциации частных лодочников Восточной Пруссии, членом государственного железнодорожного совета в Кёнигсберге, консультативного совета по водным путям и членом Кёнигсбергского грузового комитета Восточной Пруссии.

К услугам отдыхающих был пароход «Кранц». Именно этот пароход, названный в честь курорта, с самого начала стал негласным символом морских путешествий. Пароходом «Кранц» владела судоходная компания Германа Гёца. Судно было построено на судоверфи в Кёнигсберге в 1885 году по заказу для судоходной компании.

Герман Гёц был не только владельцем судоходной компании, также он владел гостевыми домами и кафе в Росситтене и Кранцбееке.

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru