По дороге к морю
В Кранце центром курортной жизни являлись променад и прилегающие улочки
Татьяна Жданова
Одна из первых улиц Кранца называлась Пляжная (ныне улица Пугачёва). Штрандштрассе была уже отмечена на плане курорта 1840 года. Улица начиналась от площади Корсо и вела мимо парка в город. Штрандштрассе огибала известный «Пляжный отель», первый Курхаус и уходила параллельно променаду. Заканчивалась Штрандштрассе на пересечении с Даменбадштрассе (улица Володарского).
На карте – Штрадштрассе, №16 обозначен пансионат Кесслера
Отели и виллы
В списке отелей и гостиниц Кранца за 1908 год на Штрандштрассе, 1 указан «Пляжный дом» (Strandhaus), владелец – некто Янц. Позже «Штрандхаус» предстал перед отдыхающими в обновлённом виде и стал известным как отель «У лося».
Рядом на Штрандштрассе, 2 располагался пансионат «Вид на море» (Meeresblick). Владельцем значился господин Эккерт. Для отдыхающих пансионат предоставлял 40 спальных мест.
Известная вилла «Маргарете» располагалась на Штрандштрассе, 3. В 1939 году вилла уже значилась как гостевой дом. Из характеристики услуг можно отметить непосредственную близость к морю – всего в 25 метрах, 60 спальных мест, в 25 комнатах был свой водопровод. Имелся гараж.
В «Берлинском ежедневнике» (Berliner Tageblatt) за май 1906 года есть реклама семейного пансионата, который был расположен на Штрандштрассе, 12 в вилле «Эллинор». Его рекомендовал некто оберст-лейтенант фон Зоденштерн. В адресной книге бывших жителей Кранца за 1922 год сказано, что по этому адресу проживала учительница музыки Эллинор фон Зоденштерн.
А через пару десятков лет в списке отелей и гостиниц курорта за 1939 год по адресу Штрандштрассе, 12 уже указан пансионат «Кесслер». Располагался он в ста метрах от моря, к услугам отдыхающих были 30 номеров.
По каким причинам сменились владелец и название, установить не удаётся. Здание бывшего пансионата не сохранилось, сейчас эта территория на пересечении улиц Пугачёва и Полищука.
Жили-были
В адресном списке бывших жителей Кранца на Штрандштрассе зарегистрированы 39 человек. Улица была не из разряда густонаселённых. Видимо, её основное назначение – неспешно прогуливаясь, выйти через тенистый «Курпарк» в центр города.
В 1922 году на улице обозначены 14 домов. Среди жителей Пляжной улицы были в основном владельцы домов и предприятий, рантье, торговцы, несколько чиновников и управляющих, две учительницы, пастор, трактирщик.
В таблице «Заведения по обслуживанию гостей курорта и местных жителей» указано, что на Штрандштрассе размещались организация морских прогулок на моторных лодках (Штрандштрассе, 2) и пекарня Макса Берендта (Штрандштрассе, 9).
На Штрандштрассе, 3 находилась фотомастерская Фрица Краускопфа. В доме №8 работал архитектор Хесске, на Штрандштрассе, 12 указан портной Отто Радтке.
Изменчивый отель
На месте печально известного недостроя на променаде, который, правда, теперь уже снесён, находился отель, известный под вывеской «Пляжный». В путеводителе за 1913 год, как указывает А. Горбовских в книге «Кранц. 1871-1918», отель значится под новым названием «Беллевью-унд-Штранд-отель», а владельцем указан Карл Гутцайт. Он же позже стал владельцем одноимённого кафе, кроме того, Гутцайт имел собственное издательство, которое выпускало почтовые открытки.
Между «Штрандхаусом» и курхаусом – Пляжная улица
В советский период в здании бывшего отеля «Пляжный» на променаде разместили костно-туберкулёзный санаторий. В начале лихих 90-х здание снесли...
На фронтоне отеля «Пляжный» указана фамилия Гутцайт
По старым фотографиям можно проследить «эволюцию» отеля. Здание отеля было построено в стиле «северный модерн», о чём свидетельствуют многочисленные детали оформления главного фасада, обращённого в сторону моря. Как пишет И. Белинцева в книге «Архитектура Восточной Пруссии: факты и интерпретации», четырёхэтажное сооружение завершалось характерным для югендстиля волнообразным фронтоном с декоративным рисунком. Здание венчала крутая четырёхскатная крыша, по углам которой стояли вертикальные флагштоки. Нижний этаж отеля был закрыт верандой ресторана, панорамные окна с ажурными переплётами которого стали «отдельным» украшением здания. Два последующих яруса с большими окнами арочной и прямоугольной формы и мансардными окнами на крыше выглядели менее эффектно.