Две открытки – одна история
На снимке: почтовая открытка, отправленная из Кранца в Москву господину Заку
На их примере можно проследить исторические, культурные и экономические изменения, происходившие в мире
Татьяна Жданова
Ценность любой коллекции, например открыток, определяется прежде всего тем, что каждая из них является своего рода документом и зачастую единственным носителем важной информации, позволяющим получить представление о прошлой жизни.
В фонде Зеленоградского краеведческого музея хранится внушительная коллекция открыток – 398 штук. В коллекции есть открытки, которые отправлены из Кранца в Россию, во Францию, Великобританию, США. Например, открытка, которая была отправлена 11 октября 1908 года в Нью-Йорк семье Деннис. В ней неизвестный шлёт приветы семье с популярного курорта Балтики. На лицевой стороне открытки – изображение променада около отеля «Монополь». Есть ещё открытка в Бостон. На обратной стороне текст: «Это будет хорошее место для свадебного путешествия. Здесь можно остановиться на четыре недели или до тех пор, пока будут деньги». Есть в фондах музея почтовая карточка, отправленная 21 апреля 1901 года мосье Даниэлю в один из крупнейших городов на юге Франции Монпелье.
Russland. Moskau.
Каждая старая открытка с рукописным текстом достойна пристального внимания и может стать темой для истории. Взять, к примеру, две открытки, отправленные в Москву из Кранца. Адресатом (получателем корреспонденции) является некто господин Е.О. Зак, проживавший в Москве на 1-й Мещанской улице, в доходном доме Перловых, в квартире №16.
Открытки датированы 11 июня и 9 июля 1912 года.
В первой карточке Роза Зак (предположительно, супруга господина Зака) пишет: «Дорогой Евсей! Наконец мы приехали в Кранц. Здоровы и веселы. Мы попали, кажется, недурно – недалеко от моря и к гостинице прилегает чудесный парк. Дорога была очень мучительна, т.к. было невыносимо жарко, во всём остальном всё благополучно. Здесь же, в Кранце, прохладно, море и пляж здесь прекрасные и чудесные, ложа кругом (прим. ред. – скорее всего, речь идёт о пляжных корзинах, но, возможно, и о шезлонгах). Напишу письмо подробное»*.
Ниже детской рукой сделана запись «Поклонъ. Сеня Закъ»*.
Вторая открытка, отправленная практически через месяц, вновь написана Розой: «Дорогой Евсей! Пишу тебе последнее письмо. У нас очень жарко днём, прохладно вечером, вода +19. Мы все здоровы. Сеня и Эмма кланяются тебе, сердечно просят скорее приехать. Кланяюсь всем твоим. Остаюсь любящей тебя. Роза Зак»*.
Господин Зак
Строчки личной переписки просты и незатейливы. Смеем предположить, что супруга Евсея Зака с двумя детьми отправилась на летний отдых на морской курорт. Скорее всего, ничто не омрачало отдых, кроме жары и отсутствия с ними главы семейства.
Кем же был этот Евсей Зак? Упоминание о Заке есть в «Справочном медицинском указателе для города Москвы на 1908 год» – издание Я.В. Лившица.
В алфавитном перечне на странице 26 указан Евсей Iосиф. Зак «докт.-мед. – 1 Мещанская, д. Перловых, Тлф. 122-22. Дет. и внутр. (прим.ред. – детские и внутренние болезни) Приём от 4 – 5»*
В алфавитном указателе жителей Москвы за 1901 и 1917 годы также упоминается практикующий врач Евсей Иосифович Зак по национальности еврей. Правда, надо внести уточнение, что имя его отца писалось как Iосель. Скорее всего, потом оно трансформировалось в Иосиф. Единственное, что сеет небольшое сомнение, это отчество на открытке – там указано Е.О.
С большой долей вероятности можно утверждать, что это и есть тот самый Зак, чья семья отдыхала летом 1912 года в Кранце. Как сложилась дальнейшая судьба этих людей – неизвестно…
Чайный и доходный дома
Благодаря открытке мы узнали, что доходный дом Перловых был весьма известен в Москве. Принадлежал он семейству первых в Российской империи чаеторговцев Перловых.
Основателем династии являлся некий Алексей Иванович, открывший торговлю чаем в рядах на Красной площади в 1787 году. В 1807 году распоряжением Сената ему было позволено принять фамильное прозвище «Перлов» в качестве официальной фамилии. Согласно семейной легенде, раньше вода в реке Яузе была такая чистая, что можно было выловить раковины с жемчугом. Возможно, предки Перловых занимались таким ремеслом, как добыча и переработка жемчуга.
В 1836 году его сыновья получили звание почётных граждан Москвы, которое давалось за безупречную десятилетнюю работу в купечестве 1-й гильдии и активную благотворительность. В том же году Василий купил дом Кошелевой на 1-й Мещанской улице и открыл там чайный магазин.
На 1-й Мещанской улице располагались дом Перловых, чайный магазин и склад
Потомки Алексея Перлова разделились на две ветви: внук Семён Васильевич (1821-1879) и правнук Василий Семёнович (1841-1892) продолжали жить и торговать на 1-й Мещанской под фирмой «В. Перлов с сыновьями», а другой внук Сергей Васильевич (1836-1911) обосновался на Мясницкой улице.
6 февраля 1887 года по указу Александра III в год столетия фирмы Перловых потомственным почётным гражданам Сергею, Алексею, Василию, Ивану и Николаю Перловым было пожаловано потомственное дворянство — «во внимание к 100-летней деятельности рода московских купцов Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг». На родовом гербе изображены в том числе чайный куст и восемь перлов (жемчужин), девиз: «Честь в труде».
За более чем столетнюю торговлю они стали «чайными королями» России. В конце ХIХ века дом «Василий Перлов с сыновьями» имел 88 магазинов в России и Европе, из них только в Москве 14.
В доходном доме Перловых и жил Евсей Зак с семьёй в 1912 году, как указано в адресе на почтовой открытке. Статус доходного дома Перловых, видимо, соответствовал статусу врача Зака.
*Стилистика писем сохранена