Министр: жителям нужно договариваться между собой
На встрече с министром строительства и ЖКХ журналисты поднимали болезненные для своих муниципалитетов вопросы. Журналист краснознаменской районки рассказала о неработающей канализации в пос. Весново и о том, что жители поселка до сих пор выносят воду из дома ведрами и выливают в канавы. В Нестерове никак не могут отремонтировать дом в рамках программы капремонта, в Озерске есть сложности с водопроводной водой, а в Светлом не хватает лимитов газа. Но поднимались на встрече и общие проблемы, которые характерны для всех муниципалитетов.
Ремонтировать нельзя расторгнуть
Общая беда — нерадивые подрядчики. Они получают подряды на работы, выигрывая торги и зачастую существенно снижая начальную стоимость контрактов, «отсекая» таким образом конкурентов. Потом внезапно исчезают с объектов, бросая раскопанными дворы и недоделанными дома. Бороться с ними непросто. Однако составить своеобразный общий «черный список» компаний, которых нельзя допускать к работам, практически нереально — даже если власти и пройдут весь путь по судебному расторжению контракта с подрядчиком и внесению его в реестр недобросовестных, он может зарегистрировать новое ООО и снова выйти на конкурсные процедуры. Дом или двор при этом будут стоять в разрухе.
При этом, по словам Сергея Черномаза, не всегда справедливы и сами жители. Он привел в качестве примера историю с ремонтом в Черняховске дома, являющегося объектом культурного наследия, где жителям не нравился подрядчик.
«Я приехал в Черняховск на встречу с жителями и предложил им совместным решением расторгнуть контракт с подрядчиком, раз он плохой, уйти в судебные тяжбы с ним, — рассказал министр. — Потом будет комиссия, экспертиза по выявлению остатков тех работ, которые не были проведены прежним подрядчиком. После этого мы вернемся к новому подрядчику (которого также нужно будет выбрать посредством конкурсных процедур — прим. ред.), сделаем сметы, включим дом в краткосрочный план и будем как бы работать дальше. При этом дом пока будет стоять в том виде, в каком он сейчас. И прогарантировать, что следующие торги выиграет подрядчик, который будет лучше, я не могу. Но дело в том, что нынешний подрядчик лишь потому не приступил в свое время к работам, что жители дома самовольно на последних этажах сделали себе разводку отопления: кто-то сделал теплые полы, кто-то «пауки» (самотечная система отопления — прим. ред.)».
Министр предложил жителям дома собрать комиссию и пройти по квартирам, чтобы посмотреть, кто как «порезал отопление». Однако они отказались, собрание «рассосалось» за три минуты, жители резко поменяли свое мнение, сказав, что подрядчик уже и не такой плохой, и они даже ему готовы помочь...
«Да, вопросов с капремонтом, к сожалению, много. Когда я встречаюсь с подрядчиками, я им говорю, что капитальный ремонт к бизнесу имеет тройственное отношение — это уже третья позиция, когда вы приходите зарабатывать деньги. Каждый дом — это живой организм, где есть своя специфика жизни, где есть соседи, у которых не всегда нормальные отношения между собой, — отметил Сергей Черномаз. — Были случаи, когда, например, соседка со 2-го этажа чинила препятствия, чтобы у соседки с 3-го этажа никогда не появился газ. Были моменты, когда даже приходилось с судебными приставами выходить на место, чтобы обеспечить соседке с 3-го этажа ремонт».
Когда нет согласия
Отсутствие согласия между соседями не привело ни к чему хорошему и в случае с расселением аварийных домов в Зеленоградске. Эту историю Сергей Черномаз также привел в качестве примера журналистам районных СМИ. Он напомнил, что в настоящее время в регионе реализуется нацпроект «Жилье и городская среда», сформирован перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению до 1 сентября 2025 года. «Ключевую роль и позицию в дате расселения дома играет дата признания дома аварийным», — обратил внимание министр. По его словам, в нацпроект попали дома, которые были официально признаны аварийными с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года. Сейчас программа финансируется на весьма комфортных для области условиях софинансирования — федеральный бюджет выделяет 97% средств, еще 3% — это областные деньги.
«Вопрос в том, когда именно дом был признан аварийным, — от этого зависело попадание в нацпроект, — отметил Сергей Черномаз. — В Зеленоградске жители домов одной из улиц на протяжении нескольких лет не могли прийти к согласию: одна часть жителей домов доказывала, что дом аварийный, вторая часть — что не аварийный. И из-за того, что люди между собой в спорных процедурах, они уже два раза «вылетели» из программы расселения. И даже если сейчас победит группа жителей, которые требуют признать дом аварийным, — программа закончится и идти будет некуда. Эта история в Зеленоградске — очень яркий пример. У меня уже огромная переписка скопилась по этому поводу. Я постоянно объясняю людям, что это их решение — они сами себя завели в эту историю. Договоритесь между собой!».
С домами, которые признаны аварийными после 2017 года, ясности пока нет. «Мы понимаем, что пока рассчитывать можно только на возможности муниципальных бюджетов. Какой-либо региональной программы, которая давала бы возможность расселять людей только за деньги области, сейчас нет, потому что затратная часть очень большая. Если мы возьмем всю программу, которая действует сейчас (дома, признанные аварийными с января 2012 по январь 2017 года), то она оценивается в 2,4 млрд рублей, — рассказал министр. — Будет ли работать программа в 2025-2030 годах, я сказать пока не могу — все будет зависеть от федерального бюджета и федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, который выступает оператором. Но, скорее всего, будет».
Если федеральный центр выделит деньги на новую программу, она начнет реализовываться не ранее 2025 года. Перспектива пока призрачная. Но чтобы хотя бы рассчитывать на расселение дома после 2025 года, жителям уже сейчас нужно приходить к согласию и признавать свой дом аварийным.
О деревянном зодчестве
Муниципальная программа «Восстановление деревянного зодчества в Зеленоградске» стартовала в этом году, в ее рамках в городе ремонтируют деревянные элементы зданий довоенной постройки. Отремонтированные дома повышают туристическую привлекательность курортного города. Яркий тому пример — «дом с драконами» на Курортном проспекте, 19, на фасаде которого мастера из соседнего Светлогорска воссоздали историческое ажурное панно с птицами.
Работы по восстановлению деревянных элементов довольно дорогостоящие — более 300 тысяч рублей за один дом. Причем в процессе возможно их удорожание, особенно если добросовестные подрядчики стремятся не «замазать» все по-быстрому краской, а подходят к делу серьезно и даже с любовью, как в случае с домом на Курортном проспекте, 19.
Сейчас программу финансирует полностью муниципальный бюджет. В случае, если деньгами поможет область, дело восстановления деревянного зодчества пойдет быстрее. Вопрос о том, готово ли правительство помочь Зеленоградску с реализацией программы, также прозвучал на встрече. Ответ на него пришел из пресс-службы правительства области.
«В случае принятия Правительством Калининградской области решения о выделении дополнительных денежных средств из областного бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в Региональную программу и в муниципальную программу «Восстановление деревянного зодчества на территории Зеленоградского городского округа на период 2020-2022 годов» (далее — Программа), Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах готов организовать мероприятия по реализации капитального ремонта в данных домах раньше предусмотренных сроков, — говорится в ответе. — Следует отметить, что в случае включения в Программу индивидуальных жилых домов, а также домов, в которых имеется менее чем три квартиры, в Региональную программу данные дома включаться не могут».