Стальной характер «броненосцев»

Танкисты армейского корпуса совершенствуют навыки вождения на полигонах в Калининградской области
Станислав Ярцев, фото пресс-службы Балтийского флота
Тучи висели над полигоном, будто сдерживая дыхание перед выстрелом. Холодный ветер разносил по равнине запах масла и мокрой земли.
На фоне приглушённого грохота моторов танки Т-72Б3 словно оживали, выныривая из серой дымки, преодолевая глубокие рытвины, овраги и лесополосы. На этой земле в Калининградской области обкатываются будущие победы. С утра до вечера здесь не умолкают двигатели. Танки едут по склонам, глине, глохнут, рычат, поднимаются и скрываются за холмами.
Где-то за дальним лесом ревёт «вражеский» БПЛА – его сигнал ловят операторы. Над танком резко взметается сетка – сработала маскировка. В этот момент плотная завеса туч немного расходится, и солнечный свет выхватывает на броне силуэты танкистов. Они молча продолжают работать.
Школа универсальных бойцов
– Здесь учат не крутить рычаги, а выживать и побеждать, – говорит командир танкового взвода с позывным «Папай». Его лицо под каской иссечено ветром и солнцем, а голос спокоен и твёрд.
В подразделении не существует узкой специализации. Каждый – универсал. Водитель обязан понимать логику действий наводчика, а командир – уметь не просто отдавать приказы, но и заменить механика, если тот ранен. Эти навыки становятся привычкой.
В учебных классах новобранцы разбирают до винтика устройство танка. Старшина с позывным «Дядя Фёдор», который прошёл две ротации в зоне СВО, объясняет, как «слышать» гусеницы, как по вибрации пола понять, что один из катков идёт вразнос, что делать, если гидравлика отказала прямо в бою.
– Танкист должен быть чуть-чуть сапёром, медиком, механиком и немного психологом, – усмехается он. – У нас тут всё, кроме скуки.
Польский «Краб», огонь и эвакуация
Среди инструкторов – бойцы, вернувшиеся с передовой. Один из них – механик-водитель с позывным «Павлин». Его танк был подбит на Донецком направлении, когда он уже выходил из боя.
– Помню, как польская САУ «Краб» села на позицию, – вспоминает «Павлин», проводя рукой по пыльной броне. – Я её первым и заметил. Пока наводчик прицелился, считал секунды. Попали точно в башню. Но не прошло и пары минут, как по нам пошёл ответ – снаряды с гаубиц, дроны, ещё танки подключились. Начали срочную эвакуацию. Мы тогда вывезли командира раненого и ещё двух из соседнего экипажа. А свой танк потом с горки увидели – уже весь в огне. Такие моменты в учебнике не прочтёшь. А тут ребятам рассказываю, чтоб не терялись, когда всё вокруг рушится.
Под гусеницами всё, кроме сомнений
Учебный маршрут оборудован так, чтобы напоминать поле боя. Противотанковые рвы, узкие проходы, крутые спуски, неожиданные подъёмы, искусственные разрушения. Здесь даже кочки имеют смысл – на них тренируют действия при перевороте машины.
Танк мчится вперёд, реагируя на каждое движение экипажа. Командир, механик и наводчик не переговариваются – всё уже понятно по движению головы, по положению рук, по глазам.
– Главное – чувствовать друг друга, – объясняет наводчик с позывным «Жорик». – Иногда достаточно взгляда или короткого «Есть!», и ты знаешь, что тебя поняли.
Рядом с новобранцами в экипажах опытные контрактники. Смешение опыта и молодости даёт результат: призывник учится у бойца, прошедшего через Артёмовск и Марьинку.
Машина как живая сила
Медицинская подготовка в программе не для галочки. Танкист должен уметь вытащить товарища из горящей машины, наложить жгут, ориентироваться под огнём. В специально оборудованном классе есть всё необходимое для учёбы.
Инструктор показывает, требует, торопит, иногда даже кричит, выводя обучающихся из равновесия. В учебном классе порой жарче, чем в танке. Но такой стресс необходим. Он как прививка.
Уже вечером, когда техника уходит с маршрута, в техпарке начинается вторая смена. Механику нужно заменить масло, командиру – сверить навигацию, всем – сделать разбор полётов. Бойцы переговариваются, обсуждают ошибки. Кто-то чинит маскировочную сетку, кто-то проверяет «волчок» – гирокомпас. Завтра они снова выйдут на маршрут и вновь преодолеют овраги, склоны, рвы и ошибки. Экипаж танка – это сила, которую не сломать.
Совместный проект с газетой «Страж Балтики».