Почти век не сбавляя шаг
Евдокия Андреевна Калинина в наступающем году отметит 90-летний юбилей
Кристина Прозорова, фото из архива Е. А. Калининой
Евдокия Андреевна родом из Горьковской области, в наш край приехала в далёком 1949 году вместе с мамой Зинаидой Ивановной, дедушкой и родными братом и сестрой.
Не лыком шитые
Отца Андрея Алексеевича Чупанова наша героиня почти не помнит: он ушёл на фронт с началом Великой Отечественной войны и пропал без вести. Позже семья получила похоронку: «Мы по очереди держали этот листочек с «чёрной» весточкой и плакали, оставшись без папы. Маме с нами тремя было нелегко, голодно, мы помогали ей как могли: я совсем маленькая полола грядки, так хотелось, чтобы выросло хоть что-то. Как таковой войны в своём селе Сосновка мы не видели, но когда немцы стали бомбить Горький – стёкла летели у всех: наши селяне, и стар и млад, вышли тогда на улицу, плакали и молились Богу, чтобы нас не застали снаряды».
Маленькая Дуня навсегда запомнила, что не погибнуть от голода удалось благодаря лыку – волокнистому подкорью молодых деревьев, которое добывала её мама. Из лыка, в основном липового, дед плёл лапти, а Зинаида Ивановна относила сырьё и готовые изделия в соседний посёлок за пять километров и обменивала на ведро картофеля.
Нелёгкий труд на полях и ферме
После окончания Великой Отечественной войны семья приняла решение о переезде в Калининградскую область – с собой на новое место из скотины им разрешили взять молодую корову. Так Евдокия Андреевна оказалась в посёлке Мотивилово Зеленоградского района (ныне не существует): «Наш посёлок первые переселенцы называли исключительно Маганен, как при немцах, поэтому русское наименование в моей голове даже не отложилось, тем более его и тех населённых пунктов, что стояли рядом, уже нет на карте. Если не ошибаюсь, мама получила тысячу рублей подъёмных на себя, а на нас малолетних – по триста».
Дом, в который заселили семью, не имел ни дверей, ни стёкол, ни отопления – всё пришлось восстанавливать своими руками. Тринадцатилетняя Евдокия сразу отправилась работать на колхозные поля, выполняла поручения бригадира: сеяла зерновые, полола свёклу, сажала кормовую брюкву и картофель.

С сыном Славой и родной сестрой Татьяной
Спустя несколько лет девушку, у которой за плечами всего два класса образования, вызвал председатель колхоза и сказал, что не хватает доярок: «В соседнем посёлке Сиренево я стала работать дояркой. Ох, и тяжёлый это был труд: ежедневно вручную доить тринадцать коров. Руки распухали, а чтобы облегчить боль, я опускала их в холодную воду – отойдут маленько, и опять за дойку. Всё добытое молоко отвозили на маслозавод в Зеленоградск».
В середине пятидесятых годов наша героиня переехала в посёлок Мельниково – здесь они с мамой купили дом, а брат и сестра уже не жили с ними. В колхозе им. ХХII партсъезда Евдокия Андреевна устроилась свинаркой – за ней закрепили 50 подопечных животных, за которыми нужно было ухаживать: «Платили нам хорошо. Работали только днём, изредка вызывали ночью, когда свиньи поросились и нужно было принять новорождённых. Сложности возникали, если выходила из строя какая-нибудь вспомогательная техника – чинить, например, раздаточную тележку надо было срочно». Женщина вспоминает, что среди так называемых питомцев у неё был любимец – боров Василий, он отзывался на кличку и приступал к приёму пищи, только если ему ласково говорили: «Кушай, Васенька, кушай!»
Будни и праздники тружеников села
Вскоре в посёлке Мельниково, где Евдокия Андреевна проживает до сих пор, она построила семью с Михаилом Ивановичем Стуловым – мужчина трудился колхозным трактористом. Наша героиня была настолько энергичной, что работала даже на девятом месяце беременности и плакала, когда её отправили в декретный отпуск.

С сыном Славой около места работы
Пара растила двоих сыновей, а ещё Евдокия Андреевна помогала мужу воспитывать дочерей от первого брака: «Жили мы очень дружно. Девочки для меня как родные, я их дочками считаю. Старалась всё успевать: вставала каждый день в пять часов, за своим многочисленным хозяйством ухаживала – коровы, свиньи, куры, гуси, утки, затем детей будила в школу, кормила, провожала, а потом и сама на работу бежала. Но особенных заслуг в этом не вижу, все так жили».

С супругом Михаилом около дома
Последним местом работы неутомимой труженицы была полеводческая бригада: женщины наряду с мужчинами засаживали поля, пололи, окашивали вручную дороги и канавы. «Бригадир каждому отмерял участок, например, пять борозд, которые нужно было обработать, хочешь – ночью выходи, хочешь – днём, но к утру всё должно быть выполнено. Работали и в великие праздники, даже на Пасху. В клуб на танцы ходить было некогда, хотя очень хотелось. Но компенсировали досуг те мероприятия, которые устраивал сам колхоз. Например, уберём весь хлеб или картошку – праздник урожая отмечаем», – рассказывает наша землячка.
За высокие производственные показатели в восьмидесятых годах Евдокия Калинина была занесена на колхозную Доску почёта, а за преданность делу и любовь к земле удостоена почётного звания «Заслуженный колхозник» – ведь на протяжении многих десятилетий, участвуя в развитии сельскохозяйственного производства, она вносила вклад в становление Калининградской области. В декабре уходящего года заслуженного ветерана сельского хозяйства наградили благодарственным письмом губернатора.




