Невидимый фронт Балтики

Военнослужащие подразделений РЭБ круглосуточно несут боевое дежурство
Андрей Рожков, фото автора
Вокруг лес из антенн различного рода комплексов. Несложно догадаться, что мы находимся в одном из подразделений РЭБ Балтийского флота.
– Здесь, в пункте постоянной дислокации, мы несём боевое дежурство и обучаем военнослужащих по призыву, – рассказывает начальник штаба капитан 3 ранга Вадим Ч.
Часть бойцов подразделения находится в зоне проведения СВО. К слову, сам капитан 3 ранга Вадим Ч. не одну командировку провёл «за лентой».
– Занимал должность офицера пункта управления РЭБ группировки. Работал в основном с окопными комплексами – планировал расстановку систем так, чтобы защитой перекрывались все наши эшелоны и боевые порядки.
Офицер отмечает, что сейчас, в эпоху беспилотников, немного изменились методы применения тех или иных комплексов.
Специалисты РЭБ постоянно проводят мониторинг и анализ систем противника, чтобы своевременно настраивать свои комплексы на противодействие им.
Непрерывное обучение – часть служебного пути каждого военнослужащего в этой части.
– Подразделения, несущие дежурство по РЭБ, входят в состав частей постоянной готовности. Вся оперативная зона Балтийского флота под контролем. В боевой обстановке основной нашей задачей будет нарушить цепочку управления «берег – корабль» или «берег – самолёт». Проще говоря, мы глушим дальнюю связь противника.
Совершенствуем оборудование
Часть специалистов на СВО работает в составе соединения морской пехоты Балтийского флота в мастерской РЭБ. Какое-то время там же трудился и один из самых опытных специалистов подразделения – старший лейтенант Александр Я. Он занимает должность оперативного дежурного командного пункта.
– В масштабе центра мы готовы подавить связь на вражеских самолётах, кораблях и беспилотниках. Для этого у нас есть все средства и комплексы.
На СВО Александр получил позывной «Гиря» – за любовь к гиревому виду спорта, что заметно по могучим плечам, которые не скрывает даже массивный штатный бронежилет.
– Сейчас в каждом подразделении есть свои мастерские по ремонту БПЛА и РЭБ. Одну из таких создали и мы. Там занимался установкой и ремонтом этих систем, – рассказывает офицер. – Мастерская функционирует до сих пор.
Как отмечает Александр, противник постоянно ищет способы противодействия нашим специалистам. Эта работа строится не только на труде специалистов РЭБ, но и на обратной связи от бойцов разных подразделений.
– Они брали модернизированные комплексы с собой, например в «закреп», потом докладывали, что системы работают хорошо – вражеские «птички» глушатся, – рассказывает военнослужащий. – На СВО мы получаем хорошую практику, а это очень важно для специалистов нашего профиля.
Подготовим любого
Ещё один опытный рэбовец – начальник отделения радиопомех лейтенант Александр С. с позывным «Аякс». В ППД руководит взводом и занимается боевой подготовкой бойцов.
– Воспитываем личный состав: обучаем их начальной общевойсковой подготовке, водим в полевые выходы, учим проводить радиоэлектронную разведку, – объясняет офицер. – Бойцы должны уметь сами развёртывать, запускать и работать на закреплённой за подразделением станции.
НАТО регулярно проводит военные манёвры у наших границ.
– Мы принимаем в этих учениях непосредственное участие, – рассказывает «Аякс». – Слушаем их радиопереговоры, отслеживаем перемещения. Всю полученную информацию отправляем в вышестоящие штабы для дальнейшего анализа.
Несколько лет назад наши рэбовцы запеленговали шведскую подводную лодку, которая не выходила на связь три года.
Сам «Аякс» прошёл весь боевой путь от рядового до лейтенанта прямо в войсках. До службы получил гражданское, никак не связанное с военной специальностью образование по ихтиологии. Сейчас идёт уже 12-й год его службы. Как рассказывает офицер, очень много образцов выпускает как военно-промышленный комплекс, так и гражданские организации:
Естественно, для того чтобы идти в ногу со временем, обладать современным оборудованием недостаточно. Нужно ещё и постоянно совершенствовать свои знания и навыки. «Аякс» уверен, что саморазвитие здесь играет ключевую роль. Говоря о качествах, которыми должен обладать настоящий рэбовец, «Аякс» выделяет выдержку, терпение и внимательность.
Борьба не кончается никогда
Один из старожилов подразделения – главный старшина Виталий Е. Служит уже пятнадцатый год.
– Мне интересна сама специальность. Она мотивирует развиваться дальше, – говорит военнослужащий. – Мы периодически проходим переобучение – ездим в другие подразделения и учебные части для повышения квалификации, обмениваемся опытом с коллегами.
Виталий также является участником спецоперации.
– Там основной вектор наших усилий был направлен на борьбу с беспилотной авиацией. Организовывали прикрытие наших подразделений и ремонт аппаратуры РЭБ, – говорит он. – На территории проведения СВО наши специалисты противодействуют абсолютно всем беспилотникам противника – «крыльям», гексакоптерам, «мавикам» и FPV-дронам.
Специалисты такого класса на фронте являются приоритетными целями для врага, поэтому параллельно им приходится всегда думать о собственной безопасности.
– Много внимания уделяем маскировке, в том числе и радиоэлектронной. Сейчас есть разные средства, которые мешают противнику срисовать наше местоположение по системам радиоэлектронной разведки. Но и про такие простые вещи, как деревья, ветки, масксети, забывать не стоит.
Прекрасная половина РЭБ
Старший матрос Анна Я. занимает должность оператора поста радиоразведки и пеленгования.
В семье молодой женщины все военнослужащие: прадед штурмовал Кёнигсберг, отец посвятил свою жизнь авиации, брат находится в зоне проведения СВО. Анна заключила контракт с Минобороны в 2016 году, причём сразу до предельного возраста:
– На тот момент это было для меня чем-то неизведанным. Меня заинтересовала специальность. Рада, что связала свою жизнь именно с РЭБ – это очень важное и актуальное направление.
Здесь, на посту, она ведёт наблюдение за противником, отслеживает, где тот находится, что делает. Взлетел самолёт, вышел в море корабль – Анна и её сослуживцы знают всё. Конечно, такая работа требует особой внимательности:
– «Выход» очень короткий – буквально секунда. Его нужно быстро идентифицировать, расшифровать и передать дальше по команде. Чем больше времени проходит, тем сильнее полученные данные теряют актуальность, – комментирует старший матрос Анна Я.
Нередко во время таких операций удаётся перехватить очень ценную информацию, которая потом используется вышестоящими штабами.
– Если принимается соответствующее решение, мы подавляем противника. Они тоже на месте не стоят – есть адаптивные виды связи и многие другие уловки, которые помогают противодействовать РЭБ. В этом плане мы постоянно соревнуемся.
Сейчас наши подразделения радиоэлектронной борьбы вооружены самым технологичным оборудованием, которое позволяет обходить любые препятствия. Есть как автоматические комплексы, так и те, что управляются операторами: работа в этой сфере идёт в непрерывном режиме. Борьба не останавливается ни на секунду.
Совместный проект с газетой «Страж Балтики».