Зеленоградка Вера Александровна Ермакова рассказала о своих родственниках – героях Великой Отечественной войны
Кристина Прозорова, фото из архива семьи Ермаковых
В год 80-летия Великой Победы мы продолжаем собирать воспоминания зеленоградцев о родных солдатах, офицерах, узниках, блокадниках и тружениках тыла – тех, кто пережил все ужасы войны, чьи имена звучат всё реже, но всё так же по-особенному…
Александр или Октябрин?
Отец Веры Ермаковой, Александр Георгиевич Осипов, родился в Армении. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, его мобилизовали на фронт. Разведчик 55-й гвардейской дивизии дошёл до Кёнигсберга, награждён медалью «За отвагу». Победу красноармеец Осипов встретил именно на нашей земле и даже проходил длительное лечение в Кранце.
Документы, сохранившиеся в семье, указывают, что он был тяжело ранен: множественное слепое осколочное ранение ног, роговицы глаза, а также контузия. «Папа не рассказывал нам про войну. Единственное помню, что он очень не любил сорок: эти птицы во время разведывательных действий на фронте выдали его», – вспоминает дочь.
Интересная история связана с именем ветерана. При рождении родители нарекли сына другим, редким именем – Октябрин, а Александром звали его родного старшего брата. Оба юноши ушли на фронт, и от обоих длительно не было вестей. В последний год Великой Отечественной войны родители получили похоронки на сыновей, а в действительности оба были серьёзно ранены, но выжили. Думая, что брат погиб, Октябрин решил сменить своё имя и стать Александром – в честь брата. Так после окончания войны два Александра жили далеко друг от друга с мыслью о взаимной гибели. Только в 1953 году старший Александр обратился в военкомат с просьбой указать место захоронения брата и получил ошеломляющий ответ: Октябрин, а ныне Александр, жив и проживает в бывшем Кранце на улице Гороховой (сейчас ул. Балтийская).
По соседству с немцами
Фронтовик с новым именем уже осваивал профессию закройщика на Зеленоградской швейной фабрике, женился на хорошей девушке Евдокии Бутусовой – труженице тыла, которая всю войну работала на торфозаготовках.
В семье Александра и Евдокии родились трое детей, один из которых – наша собеседница Вера Александровна. Она отчётливо помнит немцев, которые оставались ещё в городе: «Немецкая семья отдала нам детскую коляску, я засыпала в ней, а укачивал меня соседский мальчик-немец – с ними жили дружно, помогали друг другу. Мы тогда впервые попробовали варенье из сахарной свёклы. Для немцев в Зеленоградске был единственный свой магазин, напротив старого роддома на улице Московской, продуктов порой не хватало – они занимали очередь с раннего утра, случалось, зимой даже замерзали насмерть в ожидании открытия».
С середины пятидесятых годов Александр Осипов стал ходить в море. Дочь радовалась подаркам, которые отец привозил из дальних стран: «Моей младшей сестрёнке он купил в Албании куклу-негритёнка. Мы возили темнокожую куклу с чёрными кудрявыми волосами, наряженную в яркую шёлковую одежду в коляске по улицам, вымощенным брусчаткой, и эта игрушка издавала звук «мама» – столько внимания привлекали и детского, и взрослого! Папа вообще считал, что детей нужно баловать, он редко нас ругал».
Фронтовики, ставшие сватами
Со своим будущим мужем Вера Александровна была знакома с детства – Арий Ермаков жил в соседнем доме на улице Балтийской. Отец Ария – фронтовик Иван Фёдорович Ермаков – добрый, неунывающий, очень хорошо относился к маленькой Вере, ставшей через годы его невесткой.
Из редких минут откровений Ивана Фёдоровича семья узнала, что войну он начал на границе с Польшей. Их часть ждала перевооружения, поэтому достаточного количества стрелкового оружия в момент нападения фашистов у наших военнослужащих не было.
Во время первого боя Иван Ермаков был тяжело ранен в ногу: истекающего кровью советского офицера с перебитой ногой спасли местные жители – поляки. Они перевязали рану, дали Ивану мотоцикл, указали направление движения – наш боец сумел добраться до своих и попал в госпиталь. После длительного лечения он вернулся на фронт уже в качестве интенданта.
Помимо медалей «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», советский офицер награждён орденом Отечественной войны I степени и двумя орденами Красной Звезды. Описание одного из подвигов гласит: «Во время боевых действий по освобождению города Севастополя товарищ Ермаков проявил заботу и мужество. Он сумел организовать хозяйственные взводы батальонов так, что, несмотря на сильный артобстрел противника, бойцы батальонов на передовой снабжались горячей пищей, водой. Несмотря на недостаток транспорта, получив приказание командования, товарищ Ермаков сумел за одну ночь эвакуировать под сильным обстрелом более двухсот раненых бойцов и офицеров».
Ещё долгие годы Ивана Фёдоровича преследовало эхо войны – врачи извлекали осколки из ног, рук и лица мужчины. Но в мирное время это не помешало ему пойти в море начальником продовольственной службы, а завершить трудовой путь в войсковой части посёлка Рябиновка.
«Когда наш ветеран уже сильно болел и не мог встать с кровати, в его последний День Победы ребята из военного оркестра устроили под окном настоящий концерт», – выделяют это яркое событие родные Ивана Фёдоровича.
Вот так Иван Ермаков и Александр Осипов, пережившие войну, оправившиеся от тяжёлых ранений, волею судьбы оказались соседями. Их послевоенные профессии тоже были схожи – оба много лет отдали морю, но главное, когда дети обоих выросли и полюбили друг друга, ветераны поженили их и стали родственниками.
«У обоих дедушек есть внуки, названные в их честь ещё при жизни. Я помню, как они были счастливы, держа на руках маленьких продолжателей рода. Мы чтим память наших близких, рассказываем семейную историю теперь уже правнукам и праправнукам», – сказала в заключение беседы Вера Александровна Ермакова.