200 боевых вылетов
На снимке: Валерий Зеленский (Справа) с экипажем вертолёта Ми-24
15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана
Татьяна Жданова, фото из семейного архива В. Зеленского
Для офицера в отставке Валерия Ивановича Зеленского это особый день – в составе эскадрильи 288-го отдельного вертолётного полка он выполнял интернациональный долг.
Выбор сделан
Валерий родился 6 января 1956 года в Мариуполе (с 1948 по 1989 год – город Жданов) Донецкой области. Родители Валерия – простые труженики. Отца, Ивана Сергеевича, пятнадцатилетнем парнем угнали на работы в Польшу. В 1944 году после освобождения из немецкой неволи его призвали в армию. После Победы он вернулся домой в Запорожскую область. С будущей супругой Ольгой Афанасьевной познакомился в родном городе. В семье родилось два сына. Старший – Валерий – был назван в честь прославленного лётчика Валерия Чкалова. Но с детства мальчик мечтал быть танкистом, а о том, что будет летать, даже и подумать не мог.
Валерий Зеленский окончил Мариупольскую среднюю школу №40. В 10 классе перед юношей встал вопрос, куда пойти учиться. У местных ребят выбор был небольшой – большинство шли работать на крупнейший металлургический комбинат «Азовсталь». Валерий же хотел воплотить детскую мечту и поступить в танковое училище. Но когда пришло время, в военкомате ему сказали, что есть направления только в харьковские военное авиационно-техническое и высшее военное командно-инженерное училища – как их называли «первое» и «второе». Валерий сделал выбор в пользу «первого».
После прохождения медкомиссии и сдачи экзаменов Валерий был зачислен на первый курс. Учились тогда три года, и после выпуска молодой лейтенант получил специальность «техник-механик вертолёта и двигателя».
Семья офицера
В 1976 году Валерий познакомился с девушкой Ларисой Усенко, которая через год стала его женой. Знакомство состоялось просто, как у большинства молодых людей в Советском Союзе – Валерий с товарищем пошли в городской парк и познакомились с двумя симпатичными девушками. У товарища отношения не сложились, а вот Валерий с Ларисой вместе уже 46 лет. Спокойный и серьёзный курсант понравился маме девушки, впрочем, как и она его родителям. Правда, сначала родители Валерия увидели невесту на фотографии – сын в письме сообщил, что собирается жениться. Лично они познакомились накануне свадьбы.
Супруги Зеленские вместе 46 лет
8 июля 1976 года состоялся выпуск, а через два дня Валерий и Лариса сыграли свадьбу. Сразу после выпуска молодых офицеров направили в Одесский военный округ, где должен был быть сформирован боевой вертолётный полк, однако в ОВО они не задержались и их переправили в Белорусский военный округ, где они прослужили до декабря. А в декабре новый приказ – прибыть в Московский ВО для формирования нового полка.
В 1977 году у супругов Зеленских родился сын Руслан, а в 1979 году – дочь Людмила. Из-за необустроенности офицерского быта Лариса некоторое время жила у своих родителей в Харькове. Там родился и сын Руслан. О радостном событии Валерий Зеленский узнал из телеграммы. Командование разрешило на три дня съездить к семье, а потом снова в полк. Валерий Иванович рассказал, что рождение первенца отмечали всей эскадрильей – на живописном берегу реки Нерль.
Отдельный полк
20 декабря 1976 года считается днём рождения 288-го отдельного вертолётного полка. Первым типом вертолёта, принятым на вооружение, стал транспортно-десантный Ми-8Т. В марте 1977 года личный состав приступил к освоению вертолётов огневой поддержки Ми-24.
В апреле 1978 года полк передислоцировался на аэродром Нивенское Калининградской области. Уже летом для офицеров полка был сдан новый дом, в котором супруги Зеленские отметили первое новоселье. Военный городок состоял из двух условных посёлков – Южный, там находилась жилая зона, и Северный – со служебной частью. Между Южным и Северным посёлками располагалась взлётная полоса.
В феврале 1980 года из 20 экипажей полка была сформирована эскадрилья, убывшая для выполнения интернационального долга в Республику Афганистан. За девять лет войны через эту горячую точку прошли более 500 военнослужащих 288-го ОВП.
В составе эскадрильи был и экипаж вертолёта, на котором летал Валерий Зеленский. Первая остановка была на аэродроме в Шяуляе – там вертолёты погрузили на Ан-22 – для этого пришлось снять с вертушек крылья, лопасти. Через время самолёты с техникой и экипажем на борту взяли курс на аэродром Тузель недалеко от Ташкента…
По прибытии началась так называемая горная подготовка, необходимо было обеспечить слётанность экипажей, проверить технику в новых условиях – оптимальная высота для вертолётов составляла 800 метров, на афганской территории необходимо было подниматься до двух километров. Нередкими были случаи, когда происходил отказ двигателей из-за разряженного горного воздуха на большой высоте.
Отказ двигателя
После месяца тренировок и проверок, 10 марта 1980 года, полк перебросили в Афганистан. А уже 16 марта был первый боевой вылет – патрулирование горного ущелья. Пробыв в небе минут 20, у вертолёта, в котором находились командир экипажа Сергей Болдарев, лётчик-оператор Владимир Царёв и бортмеханик Валерий Зеленский, произошёл отказ двигателя…
Валерий Иванович рассказал, что благодаря мастерству их командира они остались в живых – капитан Болдарев смог рассмотреть в ущелье поле, которое, скорее всего, обрабатывал местный крестьянин, и произвести на одном двигателе аварийную посадку…
Через время на место вынужденной посадки приземлился вертолёт командира полка. Вместе с ним прилетели около 30 солдат для охраны техники. Бортмеханик Зеленский получил приказ произвести замену двигателя, который смогли доставить только утром. Оставалось переждать ночь в ущелье. Солдаты были выставлены в охранение, вечером подошло подкрепление в виде танкового полка. Утром вертолёт доставил новый двигатель.
Валерий Иванович рассказал, что не припомнит ещё одного такого случая в Афганистане, когда без специальной техники была произведена смена двигателя в «полевых условиях»: «Вы понимаете, что чинить вертолёт в горном ущелье без оборудования практически нереально. Роль крана выполняло дуло танка – надо было снять двигатель, поднять и установить новый. Но с поставленной задачей мы справились и благополучно вернулись на место дислокации».
День за три
За время службы в ограниченном контингенте войск в Афганистане Валерий Зеленский совершил 200 боевых вылетов, налетал 400 часов. Всю трагичность войны в Афганистане можно показать на одном факте – кадровики строго высчитывали не годы, а дни службы – один день приравнивался к трём.
Первые потери полк, в котором служил Валерий Зеленский, понёс уже в апреле 1980 года. 380 офицеров и прапорщиков по итогам командировок были награждены боевыми орденами и медалями. Среди награждённых четыре Героя Советского Союза, один офицер – посмертно. В боевых действиях на территории Афганистана из 288-го ОВП погибли 18 человек.
3 августа 1981 год, аэродром Кабула - перед возвращением на родину
В 1981 году Валерий Зеленский вернулся домой. Чуть позже пришло известие, что он награждён орденом Красной Звезды. Потом ещё будет служба в Германии.
Из рядов Вооружённых сил Валерий Иванович вышел в отставку в 1995 году, имея выслугу 38 лет.
Каждый год сослуживцы и ветераны боевых действий собираются вместе отметить две важные даты – день рождения полка и день вывода советских войск из Афганистана.