Одиссея драккара «Виндур»
Реконструкторы средневековья на драккаре «Виндур» прошли по Куршскому заливу
Татьяна Жданова, фото П. Боровикова, Д. Потешкина
Энтузиасты клубов реконструкции совершили многокилометровый морской круиз по местным водным артериям. В общей сложности ладья преодолела более 90 километров.
Большой поход решено было провести в два этапа. Сначала команда под руководством капитана Сергея Дыгало вышла из реки Тростянка и дошла до Полесска. В этом городе как раз проходила «Ярмарка викингов». Затем в первых числах октября драккар под руководством Дениса Потешкина направился по Куршскому заливу в сторону посёлка Рыбачий.
«Виндур» — это полная реплика судна IX века из Гокстада (Норвегия), созданная по средневековым технологиям. «Vindur» в переводе с исландского языка значит «ветер». Ладья управляется рулевым веслом и может идти как под парусом, так и на вёслах. Длина «Виндура» – 9,6 м, ширина – 2,3 м, площадь паруса – 20 кв. м, скорость на вёслах – до 6 узлов. Судно рассчитано на четыре пары гребцов и может перевозить до 12 человек с экипировкой. Всего в России только три подобные ладьи.
На открытой воде
Участники похода рассказали, что такой маршрут выбран неслучайно: тысячу лет назад залив разливался далеко вглубь материка. Команда повторила путь древних воинов, которые ходили именно на таких ладьях, когда поселение Кауп стояло на берегу залива, а водные пути были основным способом перемещения грузов и людей.
Цель похода – опробовать драккар на открытой воде, опираясь на вёсла, попутный ветер и выносливость членов экспедиции. Особым условием для команды судна стали историческая одежда, снаряжение, пища, отсутствие современных благ цивилизации, за исключением обеспечения условий безопасности.
Участники похода, когда позволяла связь, выходили в эфир, вели прямые трансляции, снимали видеоролики, которые выкладывали в социальных сетях.
Это уже не первый большой поход драккара. В июле 2020 года «викинги» прошли от Ладожского озера по Неве до Финского залива. А в сентябре того же года драккар отправился в свой первый поход в местных водах: прошёл по Преголе от Гвардейска до Балтийска с остановкой в Калининграде. Ладья завершила поход, пришвартовавшись в Ушаково. Реконструкторы центра исторической реконструкции «Кауп» провели в пути неделю. Вела ладью команда из десяти человек. Ночевали в исторических шатрах на берегу. К команде присоединился руководитель морской дружины «Рус», который строил судно.
Нынешний поход по открытой воде можно считать третьим по счёту. Для каждого участника этого водного «круиза» это особые эмоции и состояние души.
«Сегодня был день экспериментов. Наша маленькая, но отважная команда подняла парус при ветре в 30 узлов (прим. ред. – узел – морская мера скорости, примерно 0,5 м/с). Для кого-то это обычное дело, для нас – в первый раз. Мы почти шли курсом бейдевинд (против ветра), и это при команде четыре человека», – писали в дневнике участники похода.
После этого путешествия на вёслах и под парусом завершился «судоходный» сезон, и «Виндур» возвращается на Кауп на зимовку в корабельный дом.
«Ветер – был, волны – были»
Капитан второго экипажа «Виндура» Денис Потешкин поделился своими ощущениями: «Поход состоялся! Всё прошло куда лучше, даже чем планировалось! Ветер – был, волны – были, но небольшие. Двигались мы из Полесска в Рыбачий, немного прошлись по Дейме, под Орлиным мостом, нарушили там тихое, спокойное утро местных рыбаков, вышли из Полесска и основную часть пути уже шли через залив. «Виндур» показал себя во всей красе, отличная лодка и верный друг вот уже несколько лет! Несмотря на то, что ветер был немного не по курсу, а именно: у нас был довольно крутой бакштаг и мы шли небольшими галсом и приходилось постоянно корректировать направление, с курса не сбились. Кстати, очень удобно оказалось отслеживать направление движения в отсутствие ориентиров – по пёрышку, подвязанному к одной из вант.
Последнюю примерно четверть пути ветер заметно стих, пришлось подключить вёсла, но мы были к этому готовы заранее! В общем, прийти удалось ровно в назначенную точку, да ещё с опережением расчётного времени часа на четыре! Точка, правда, оказалась не очень гостеприимной, так как мы сели на мель примерно в десяти метрах от берега… Дальше было два варианта: прыгать в воду или искать другое место швартовки. Прыгать не хотелось, мы и не стали. Дошли до бухты рыболовецкого колхоза «Труженик моря». Ощущения в заливе прикольные, особенно когда в какой-то момент потеряли из виду оба берега! Ветер! Парус! С этим мало что может сравниться...»
Особую благодарность Денис адресует своей команде за слаженные действия, выносливость и оптимизм. Отдельное спасибо команде, которая работала на берегу!