«Знатное» укрытие от солнца
На снимке: тканевые навесы отеля «Пляжный» на площади Корсо
Пляжные корзины, дамские зонтики и навесы были незаменимыми атрибутами жизни и отдыха на побережье
Татьяна Жданова
Люди приезжали в Кранц, прежде всего, за оздоровлением и отдыхом от стремительно развивающего технического прогресса. Курортники с удовольствием совершали неспешные прогулки по округе, принимали морские ванны и наслаждались покоем.
Приём солнечных ванн и вовсе был непопулярен, поскольку аристократическая элита придерживалась многовекового эстетического правила: кожа должна быть молочно-белой.
С этим правилом считались и на курорте. Европейские модницы не мыслили себе свой прогулочный наряд без шляпы и зонтика, которые прикрывали их от ярких солнечных лучей. Французские модницы уже в XVII веке щеголяли со специальным зонтиком от солнца, который назывался парасоль (от фр. parasol – против солнца).
Для отдыха на морском побережье были предусмотрены штрандкорбы (пляжные корзины), которые в первую очередь защищали от солнца. Улочки Кранца были обсажены деревьями, которые создавали тенистый свод, где отдыхающие могли спрятаться от жары и зноя.
Обилие солнца способствовало применению в обычной жизни наружных навесов, теперь известных как маркизы. На старых фотографиях Кранца можно увидеть, что подобные приспособления широко применялись на курорте.
«Титулованный» навес
Согласно легенде эта конструкция появилась в начале XVI века благодаря венецианцу – маркизу Франческо Борджиа, принадлежавшему к известной итальянской династии. Он, для того чтобы защитить нежную белую кожу своей возлюбленной Адельгейды Бадольо, велел скрыть от солнца окна своего замка при помощи тентов.
Маркизы создавали приятную полутень для посетителей уличного кафе отеля «Замок на море»
До сих пор неизвестно, что больше тронуло венецианцев – забота маркиза о даме или же удобство и простота конструкции, но с тех пор тенты над окнами стали называться маркизами и приобрели огромную популярность.
Маркиза (фр. une marquise) – термин французского происхождения, называющий архитектурный элемент фасада здания – лёгкий, крытый железом или стеклом колпак или навес, иногда устраиваемый над входными дверями зданий (театров, вокзалов и отелей) и защищающий их от дождя и снега.
Тканевые навесы быстро завоевали популярность среди горожан, придавая их особнякам особую респектабельность. Такая конструкция способна преобразить любое здание – добавить уюта и романтики, подчеркнуть статус владельца, выделиться на фоне остальных домов. Маркизы можно свернуть в любое время, в зависимости от погодных условий.
Идея так понравилась современникам Борджиа, что мода на это солнцезащитное устройство распространилась за пределы Венеции.
Солнечное укрытие
Первые образцы маркиз были далеки от того, что создаётся сегодня. Их несовершенство состояло в быстром выгорании ткани на солнце, небольшом сроке эксплуатации, и, более того, стоили такие маркизы совсем не дёшево. Со временем тканевые конструкции становились всё более привлекательными для использования – появляется декор, расширяется цветовая гамма.
Владельцы магазинов и торговых лавок на Кёнигсбергерштрассе также устанавливали навесы, тем самым защищая рекламные товары на витринах от порчи
В Кранце также не обошли вниманием эти практичные навесы. На многих старых фотографиях можно увидеть маркизы, которые прикрывают окна ресторанов, кафе, магазинов.
Обилие солнца на променаде диктовало свои условия, поэтому первыми стали использовать солнцезащитные навесы курортные рестораны и кафе. На фотографии отеля «Пляжный» на площади Корсо можно хорошо рассмотреть простые тканевые полотна, натянутые над окнами. Причём в разное время общий вид маркиз у отеля неоднократно менялся.
Не обошлось без маркиз и на главной улице курорта – Кёнигсбергерштрассе. Навесы устанавливали в основном над витринами магазинов.