Крушение поезда
На снимке: место железнодорожной аварии
Единственная железнодорожная авария произошла на вокзале Кранца в 1906 году и потрясла жителей и гостей курорта
Татьяна Жданова
Первая железнодорожная ветка Кёнигсберг – Кранц была принята в эксплуатацию 21 декабря 1885 года.
Масштабное открытие железнодорожного вокзала города Кранца состоялось 8 июля 1885 года. В следующем году этому событию исполнится 140 лет. Главная ветка железной дороги, соединившая город-курорт и столицу Восточной Пруссии, имела восемь остановочных пунктов: Марауненхоф (Большие Пруды, Калининград), Ротенштайн (Кутузово, Калининград), Кведнау (Северная гора, Калининград), Гросс Штигенен (посёлок не сохранился), Нессельбек (Орловка), Гросс Раум (Рябиновка), Молленен (Каштановка), Лаптау (Муромское), Бледау (Сосновка), Кранц (Зеленоградск).
Как указано в «Путеводителе по Кёнигсбергу и прилегающим морским курортам для русских путешественников» (1912):
«Кранцъ находится на разстоянiи всего 28 километровъ отъ Кёнигсберга, каковые достигаются ж.д. въ 35 минутъ».
Под стук колёс
В зависимости от времени года и дней недели количество поездов отличалось: в рабочие дни на линии работало зимой 13, а летом 17 поездов в обоих направлениях. По воскресеньям к основному расписанию прибавлялись «купальные рейсы-экспрессы», которые двигались до конечного пункта безостановочно.
Поезда отправлялись с Кранцевского вокзала – он располагался на «верхних» платформах станции «Калининград-Северный». В 1920-х годах в ходе широкомасштабной реконструкции кёнигсбергского железнодорожного узла был построен Северный вокзал (Nordbahnhof). У Северного вокзала появилась «нижняя» платформа – ветка, соединившая главный вокзал с путями приморского направления. По тем временам это было смелое решение – пропустить железнодорожную ветку под площадью и массивным зданием вокзала. Поэтому Кранцевский вокзал в Кёнигсберге прекратил своё существование.
Реклама поездок в Кранц на Северном вокзале (Nordbahnhof) в Кёнигсберге
Первый поезд отправлялся из Кёнигсберга в Кранц в 6.30, а последний – в 23.23. На железной дороге ездили локомотивы I, II и III классов, которые назывались «Adler» («Орёл», 1900), «Möwe» («Чайка», 1900), «Falke» («Сокол», 1906). Кстати, Кёнигсберг-Кранцевская железная дорога (КСЕ) являлась частной дорогой, которая охватывала северную и западную области восточно-прусского Замланда до портового города Пиллау (ныне Балтийск) и курортные города побережья Балтийского моря. Рекламным девизом компании являлись слова: «К чайкам у моря с замландскими дорогами и КСЕ».
Дорожный «тупик»
Железнодорожный путь кранцевского вокзала заканчивался поворотным кругом, на котором машинист при помощи ручного рычага разворачивал локомотив.
После прибытия поезда из Кёнигсберга на конечную станцию локомотив отцеплялся, разворачивался и переставлялся по соседним путям в другой конец состава. После короткого «визита» на угольный склад и к гидранту для заправки водой локомотив катился к своему поезду, чтобы «тащить» его обратно в Кёнигсберг. Круг был огорожен маленькими столбиками с якорной цепью и обсажен розами. Кстати, именно с поворотным кругом связана единственная авария, которая произошла на вокзале в 1906 году и потрясла жителей и гостей курорта. Тогда машинист поезда не смог вовремя затормозить, и поезд, пробив ограждения, «вылетел» на привокзальную площадь.
В архиве редакции есть несколько фотографий, на которых запечатлено крушение поезда – первые три вагона практически смяты в гармошку, вокруг поезда столпилась публика...
В связи с неточностью информации датой крушения поезда ранее назывался 1905 год. Сейчас удалось установить точно – железнодорожная авария произошла 27 июня 1906 года.
Из книг и газет
Поиск достоверной информации привёл нас на зарубежный форум «Исторические макеты железных дорог». В разделе об этой трагедии в Кранце некто Удо в переписке ответил, что нашёл сведения в книге Герхарда Пресса и Йорга Петцольда «Восточная Пруссия и её транспортные пути» («Ostpreußen und seine Verkehrswege (VGB)», и приложил скан текста и фотографии из книги. Вот что там написано: «Несчастный случай 27 июня 1906 года: человеческая или техническая ошибка? В любом случае пассажирский поезд, движущийся в 14.42 из Кёнигсберга в Кранц, ехал слишком быстро в сторону вокзала, переехал охранный брус (тупиковый упор) и остановился только лишь перед площадью (концом перрона). Весь состав поезда, включая локомотив, был повреждён, один человек погиб, у многих тяжёлые телесные повреждения».
Еженедельник №146 «Верхнесилезский странник» (нем. «Der Oberschlesische Wanderer») от 28 июня 1906 года
Другой форумчанин внёс ясность и сообщил, что в еженедельнике №146 «Верхнесилезский странник» (нем. «Der Oberschlesische Wanderer») от 28 июня 1906 года опубликованы две небольшие заметки о крушении поезда в Кранце.
На интернет-ресурсе польской электронной библиотеки удалось найти этот экземпляр газеты. В нём, в частности, сообщается:
Страница из книги Г. Пресса и Й. Петцольда «Восточная Пруссия и её транспортные пути»
«Кёнигсберг, 27 июня. Одна из тяжелопострадавших персон при железнодорожной аварии на вокзале Кранца скончалась. В общей сложности тяжелопострадавших – шесть персон, и восемь – легкораненых. Причина аварии по сей момент достоверно не ясна. Предположительно, это отказ тормозного устройства».
Во второй заметке сказано так: «Прибывший из Кёнигсберга пассажирский поезд приватной железной дороги Кёнигсберг – Кранц в среду пополудни на вокзале Кранца наехал на железнодорожный упорный брус в конце пути и сошёл с рельсов. Два вагона подверглись разрушению. Одна женщина скончалась, пять персон тяжело пострадало, шестеро – легко»...