Все дороги ведут к морю
На снимках: Кранцевский вокзал после реконструкции в 1929 году
Отдыхающие сами могли выбрать, каким транспортным средством они будут добираться до Кранца
Татьяна Жданова
Не секрет, что наличие развитой дорожной инфраструктуры способствовало популярности таких курортов, как Кранц, Раушен и Нойкурен. В 20-30-х годах XX века к услугам отдыхающих было несколько вариантов.
В рекламных буклетах, брошюрах и путеводителях, посвящённых морским курортам, можно найти информацию о транспортном сообщении.
Пароходы, поезда
«Морское» направление сразу стало пользоваться неизменным спросом у жителей Кёнигсберга. В жаркие летние дни, когда многие кёнигсбержцы хотели освежиться в море, железнодорожным транспортом в Кранц приезжали тысячи столичных гостей. «Морское» направление с 1885 года до сих пор не сдаёт свои курортные позиции.
Поезда на морские курорты отправлялись из Кёнигсберга с Кранцевского вокзала (Cranzer Bahnhof) и довозили пассажиров до морского побережья за полчаса. Самым заметным сооружением Кранцевского вокзала был ажурный деревянный навес, также при вокзале работали небольшая гостиница и ресторан с садом. Вокзал стоял там, где сейчас находятся «верхние» платформы станции Калининград-Северный. В зависимости от времени года и дней недели количество поездов менялось: вне сезона в будние дни на линии работало 13, а летом 17 поездов в обоих направлениях.
Расписание поездов, пароходов, самолётов
В буклетах размещалась информация, которая предназначалась не только для отдыхающих из других стран, но и непосредственно для жителей Германии. Для желающих провести отдых на морском побережье Восточной Пруссии сообщалось расписание железнодорожных поездов из Берлина, Бреслау (Вроцлав), Дрездена. К примеру, один из берлинских поездов ехал до Кёнигсберга девять часов. На другом берлинском поезде пассажиры добирались за 12 часов, впрочем, как и из Дрездена. Из Бреслау к пассажирскому составу прикреплялся отдельный вагон до Кёнигсберга. Так же из «большой» Германии в Восточную Пруссию можно было попасть морским путем. Моторизованные быстроходные пароходы предлагали перевезти желающих на «Северную Ривьеру» (Riviera des Nordens) с остановками в Свинемюнде, Сопоте, Пиллау и Мемеле. Правда, путь до Пиллау составлял 17 часов, но это «временное неудобство» компенсировала сравнительная дешевизна билетов.
Воздушный и наземный пути
Ещё одно направление, которое рекламировалось в буклете, – автомобильное. Для проезда на машине из Германии в Восточную Пруссию необходимо было пересечь польскую территорию и соблюсти несколько требований. Напомним, что Польский коридор – это территория, которая разделяла Германию и Восточную Пруссию по условиям Версальского мирного договора (1919 год). Кроме того, по этому договору от территории Восточной Пруссии были отделены Мемельский край и город Мемель (Клайпеда), которые передавались под управление Лиги наций (в 1924 году эти территории вошли в состав Литвы). Поэтому для пересечения польской территории наземным транспортом, а именно на автомобиле, было недостаточно иметь международные водительские права.
Моноплан компании «Дерулюфт» авиалинии Москва – Кёнигсберг на лётном поле
В справочной информации буклета особо указано, что автомобилисты должны иметь при себе дополнительный документ для проезда, который они могли получить в любом автомобильном клубе или бюро путешествий. Ещё одно требование – загранпаспорт с польской транзитной визой.
Самым быстрым и дорогим способом попасть в Восточную Пруссию оставалось воздушное сообщение. Самолётом можно было прилететь из Берлина всего за четыре часа, однако цена авиабилета была существенна – 80 рейхсмарок (большая по тем временам сумма).
Аэродром Девау
Кстати, аэродром Девау, куда приземлялись самолёты, был одним из первых гражданских аэропортов мира. Его открыли в 1919 году, а уже через три года на аэродром Девау впервые прибыли самолёты первой международной авиалинии СССР: из Кёнигсберга осуществлялись регулярные авиарейсы в Москву и Ленинград.