Привет из Кранца
Многие издательства Восточной Пруссии выпускали цветные открытки с видами Кранца
Татьяна Жданова
Цветные открытки с городскими достопримечательностями и изображениями природы стали невероятно популярны в конце XIX – начале XX веков.
Дословно фраза «Gruss aus...» переводится как «Привет из...», далее следует написание города или местности. Это тематическое направление видовых открыток, включающее в себя ряд стилей оформления и техник исполнения.
В среде филокартистов открытку с надписью называют просто грюсс. Впервые подобные открытки появились после 1876 года.
Открытку выпустило издательство Анны Енсен, работа А. Бюттнера
Существовал классический грюсс, который отличает оригинальная графическая или живописная манера исполнения. Особенность оформления иллюстрированной стороны открытки-грюсс состоит в наличии надписи, поля для письма и коллажа из нескольких видов города, декоративных элементов, например художественных виньеток или рамок. Общая композиция формировала своеобразную визитную карточку города.
Пляжный дом, бодега и променад
Существовало несколько шаблонов для открыток «с приветом». Самыми популярными были коллажи из маленьких видов города, расположенные в виде веера, бабочки и клевера.
А вот в книге Е. Дворецкого «Кранц и Куршская коса в старых открытках» в главе «Литография во всей красе» есть грюсс в виде нежной розы с тремя лепестками. Царица цветов взята за основу открытки с видами Кранца.
В центре нижнего лепестка помещена довольно распространённая фотография променада. Снимок можно датировать началом XX века. Именно так выглядел обновлённый променад после разрушительного шторма 1899 года.
Излюбленным местом для прогулок был променад
На открытке есть подпись: «Променад, бодега и Пляжный дом».
Хорошо видно, что променад разноуровневый. Одной из особенностей были отдельные спуски – по деревянным настилам отдыхающие с променада выходили на пляж. Настилы соединяли берег с набережной, по спускам отдыхающие выходили на пляж.
Практически в каждом отеле работали дегустационные залы, винные погреба. Последние часто назывались словом испанского происхождения «бодега», что в переводе значит «винодельня» или «винный погреб». На этой фотографии с изображением променада можно увидеть, что бодега одно время располагалась в здании, где позже появилось кафе «Атлантик».
Что касается «Пляжного дома» (Strandhaus) на Штрандштрассе, 1, владельцем которого в 1908 году указан некто Янц, то через несколько лет он предстал перед отдыхающими в обновлённом виде и стал известен как отель «У лося».
На снимке видны фигуры курортников: две дамы, одна из которых села отдохнуть на скамейку, а другая укрылась зонтиком от солнца, мужчина и женщина, прогуливающиеся по променаду.
Стильный вид
Второй лепесток посвящён отелю «Монополь». Здание отеля было построено в так называемом стиле драконов, который в Германии называли ещё стилем викингов или просто северным.
«Монополь» считался отелем «номер один»
Характерной особенностью отеля были две высокие башни между резным треугольным фронтоном здания. Устремлённые к небу головы драконов и резные балюстрады венчали крестовые крыши. Коньки оканчивались головами драконов, выполненными в технике плоской резьбы по дереву, что придавало зданию живописный вид. Трёхэтажная центральная часть отеля имела в верхнем ярусе открытую галерею, обходящую вокруг всего здания.
Крестовая крыша с головами драконов и резной балюстрадой (перила из фигурных столбиков) – один из запоминающихся архитектурных элементов в облике отеля «Монополь».
Сейчас на зеленоградском побережье можно увидеть здание кафе, которое стилизовано под известный кранцевский отель.
Рыбацкий антураж
Ещё одна фотография иллюстрирует особую атмосферу на курорте, которую создавало наличие рыбацких стоянок и хозяйственной деятельности рыбаков. Места для стоянок были территориально отделены друг от друга – одно место находилось в западной оконечности променада (в районе нынешней спасательной станции), другая, соответственно, – за восточной. Кстати, там деревянный променад был оснащён разводным мостом, который при помощи специального механизма позволял втянуть лодки на берег. Механизм представлял собой столб, который одновременно должны были крутить несколько человек. На старых фотографиях можно заметить женщин и детей, которые приводили в движение механизм.
Посещение рыбацких стоянок добавляло разнообразия в отдых курортников
Сочетание популярной курортной инфраструктуры и рыбацких будней привлекало многочисленных отдыхающих. Повседневная работа рыбаков представляла интерес для горожан, которые с любопытством наблюдали, например, за починкой сетей, ремонтом лодок и копчением рыбы. Да и совершать морские прогулки на переоборудованных рыбацких лодках для курортников было сродни туристическому экстриму.