Двухколёсные путешествия
На снимке: парочка велосипедов на пляже
В Кранце запрещалось кататься на велосипедах по променаду
Татьяна Жданова
В любой день в Зеленоградске можно встретить велосипедистов, которые крутят педали дорожных, прогулочных, спортивных, грузовых трёхколёсных велосипедов и даже тандемов. Всё это конструкторское разнообразие можно увидеть в первую очередь на велодорожке. И если сейчас катание на велосипедах по променаду воспринимается как само собой разумеющееся, то сто лет назад это было просто недопустимо.
Курортный запрет
Так как раньше обстояло дело с велосипедами в Кранце? Вот что получилось: из всех архивных фотографий, которые есть в распоряжении редакции, нашлось не более десяти старых снимков, где в объектив фотографа попали велосипеды и их предполагаемые владельцы. Это, конечно, не говорит о том, что в Кранце не ездили на велосипедах вовсе. Дело в том, что в Кранце существовал строжайший запрет на езду на велосипедах по променаду, поэтому передвигаться с велосипедом можно было только спешившись.
В Кранце езда на велосипеде по променаду была запрещена
На одной из фотографий с панорамой променада начала XX века хорошо видна табличка с надписью: «Езда на велосипеде по набережной запрещена» (нем. Radfahren auf der Рromenade ist verboten).
И этот запрет существовал довольно долго.
Если рассматривать фотографии довоенного Кранца, то сразу бросается в глаза, что самое большое количество фотографий с видами курорта было сделано именно на променаде.
В фотоархиве редакции удалось найти только одну(!) старую фотографию, датированную 1916 годом, с велосипедистом на променаде. На снимке мужчина, который ведёт велосипед рядом с собой. И, скорее всего, в то время запрет на езду на велосипедах по променаду был в силе.
Любители крутить педали
Ещё на одном из снимков можно увидеть любителя велосипедной езды, который не расстаётся со своим двухколёсным «товарищем» даже на борту парохода «Кранц». Можно предположить, что мужчина готовится совершить морскую прогулку, а потом, сойдя на берег, продолжить своё путешествие по окрестностям на велосипеде.
Фотограф Фриц Краускопф запечатлел на одном из своих снимков вполне привычную обстановку на курорте: взрослые и дети беззаботно отдыхают на пляже, у местных рыбаков нет отбоя от желающих совершить морскую прогулку, виднеется одинокий штрандкорб. А на переднем плане мы видим два велосипеда, которые стоят на песке, поддерживая друг друга. Возможно, на них к морю приехали молодые люди или влюблённая пара, чтобы провести время на морском берегу.
Четыре велосипеда на Кёнигсбергерштрассе
И всё же есть одна фотография довоенной Кёнигсбергерштрассе, на которой можно увидеть максимальное количество велосипедов для одного снимка. Целых четыре! На двух катаются мальчишки, а ещё два велосипеда стоят у лавки Макса Вогеля в ожидании своих владельцев.
Кстати, в 30-х годах XX века, если судить по рекламе, в Кранце продажей и ремонтом велосипедов занимались Оскар Аншютц (Кёнигсбергерштрассе, 21),
Фритц Краузе (Адольфсхёх, 3а) и Франц Помпер (Батоцкиштрассе, 4).
Зеленоградские пенни-фартинги
Гуляя по Зеленоградску, туристы обращают внимание на интересную двухколёсную «модель», которая установлена у краеведческого музея. Как рассказала директор музея Елена Позднякова, велосипед ковали в кузнечной мастерской в Гурьевске. «Экспонат» удачно вписался в арт-пространство музея под открытым небом. Велосипеды такой конструкции с огромным передним колесом и вспомогательным малым называли пенни-фартинг.
Название появилось от сравнения размеров диаметра двух английских монет XIX века – пенни было намного больше фартинга. Такие модели, получившие распространение в 1880-х годах, имеют узнаваемое отличие – очень большое переднее колесо и маленькое заднее. Велосипеды данной конструкции (кстати, они могли иметь высоту более 1,5 метра) начал производить в 1870 году британец Джеймс Старли, известный как «отец велосипедной индустрии».
Несмотря на то что период использования этих велосипедов был недолгим, популярность пенни-фартингов совпала по времени с появлением велосипедных гонок как вида спорта. Лёгкость в управлении, скорость и манёвренность сделали их незаменимым видом транспорта. Велосипеды быстро нашли своих поклонников и особенно поклонниц, чем вызвали волну возмущения среди пуританской публики.
У музейного «экспоната» есть брутальный собрат, который «остановился» около городской бани, а стену здания на Курортном проспекте, 20 украшают изящные граффити, где главным героем «картины» является всё тот же велосипед модели «пенни-фартинг».