Поездка с ветерком
Отдыхающие на морском курорте могли воспользоваться прокатом автомобилей и совершить увлекательную поездку по окрестностям
Приморские пути
Первыми отдыхающими в Кранце, как известно, были кёнигсбергские семьи, которые приезжали на побережье всего на день. Из Кёнигсберга в Кранц можно было добраться в дилижансе за три часа, заплатив при этом около полутора марок. Но все же трястись в конном экипаже несколько часов, даже находясь в предвкушении отдыха на морском побережье, занятие более чем неудобное.
В прежние времена, чтобы попасть в Кранц, можно было использовать грунтовую дорогу, которая шла восточнее горы Кведнау (Северная гора, Калининград) и поворачивала у Лаптау (ныне поселок Муромское) на Мюльзен (ныне поселок Холмы), потом проходила западнее ручья Беек на Кранц.
Новый путь – шоссе Кёнигсберг-Кранц – начали строить в 1823 году. Строительство продолжалось 30 лет, при этом пути дорог существенно расходились. Как указывает в своей книге «Очерки по истории Кранца» Л. Ефремов, строительство новой дороги осложнялось несколькими обстоятельствами. В частности, шоссе прокладывалось по пойменным лугам, поэтому пришлось дополнительно строить двухкилометровую земляную насыпь. Эти дороги стали особенно востребованными в период развития автомобильного транспорта в 20-30-е годы XX века.
К вашим услугам
К тому времени только весьма состоятельные люди могли позволить себе личный автомобиль. Однако автомобильная отрасль не стояла на месте, и довольно скоро были налажены серийные выпуски вполне доступных марок. Например, немецкая модель фирмы Opel 1935-1937 годов – самая простая и самая дешевая. За два года было выпущено более 65 тысяч экземпляров. Цена машины составляла 1 650 рейхсмарок, а с конца 1936 года модель продавалась по «зимней цене» со скидкой в двести рейхсмарок. Таким образом, автомобиль оказался доступен для большой части населения.
Сохранились старые фотографии, на которых можно увидеть вполне внушительное количество машин на стоянке, например, у отелей «Шлосс ам меер» («Замок на море») или «Штрандотеля» («Пляжный»).
На курорте всегда следили за новыми тенденциями в отдыхе и обслуживании и старались предложить первыми свои услуги.
Так, желающие совершить автомобильные поездки самостоятельно могли заказать автомашину у владельцев гаражей Оскара Аншютца (Кёнигсбергерштрассе, 21) и Франца Помпера (Батоцкиштрассе,4) и отправиться в небольшое путешествие.
В адресной книге Кранца размещалась реклама от этих владельцев. Если верить рекламе, мастерская Оскара Аншютца была открыта днем и ночью. К услугам автомобилистов была заправочная станция и техническая помощь. Основными «заслугами» ремонтной мастерской считались надежность и экономичность.
Автомастерская слесаря Франца Помпера находилась на Батоцкиштрассе, 4 – «на прямом пути от железнодорожного вокзала до Вестенде». По данным адресной книги бывших жителей Кранца, Помпер жил неподалеку от своей мастерской – на Херенбадштрассе, 7. Одной из услуг, которые он предлагал, был прокат автомобилей.
Также в адресной книге размещалась реклама германо-американской нефтяной компании DAPOLIN. Она была основана в 1890 году в Бремене с целью поставки в Германию американского бензина. К 1935 году этой компании принадлежало 92% автозаправочных станций во всей Германии.
Компания до сих пор существует на международном рынке, но уже под другим названием и в статусе дочерней компании одного американского концерна.