По Кранцу — на велосипеде
В фотоархиве редакции обнаружилось несколько снимков велосипедистов
Зеленоградские пенни-фартинги
В любой день в Зеленоградске можно встретить велосипеды на любой вкус – дорожные, прогулочные, спортивные, велосипеды для триала (фристайла), тандемы, грузовые трехколесные.
Гуляя по городу, прохожие обращают внимание на интересную двухколесную «модель» в музейном сквере. Как рассказала директор музея Елена Позднякова, велосипед «ковали» в кузнечной мастерской в Гурьевске. «Экспонат» удачно вписался в арт-пространство музея под открытым небом – велосипеды такой конструкции с огромным передним колесом называли пенни-фартинг. Название появилось от сравнения размеров диаметра двух английских монет XIX века – пенни было намного больше фартинга. Такие модели, получившие распространение в 1880-х годах, имеют узнаваемое отличие – очень большое переднее колесо и маленькое заднее. Велосипеды данной конструкции (кстати, они могли иметь высоту более 1,5 метра) начал производить в 1870 году британец Джеймс Старли, известный как «отец велосипедной индустрии».
Несмотря на то, что период использования этих велосипедов был недолгим, популярность пенни-фартингов совпала по времени с появлением велосипедных гонок как вида спорта. Легкость в управлении, скорость и маневренность сделали их незаменимым видом транспорта. Велосипеды быстро нашли своих поклонников и особенно поклонниц, чем вызвали волну возмущения среди пуританской публики.
У музейного «экспоната» есть брутальный собрат, который «остановился» около городской бани, а стену здания на Курортном проспекте, 20 украшает изящное граффити, где главным героем «картины» является все тот же велосипед модели «пенни-фартинг».
Любители велосипедов
Мы решили посмотреть, как раньше обстояло дело с велосипедами в Кранце. И вот что обнаружилось – из всех архивных фотографий, которые есть в распоряжении редакции, нашлось только восемь старых снимков, где в объектив фотографа попали велосипеды и их предполагаемые владельцы. Это, конечно, не говорит о том, что в Кранце не ездили на велосипедах вовсе. Дело в том, что в Кранце существовал строжайший запрет на передвижение велосипедистов по променаду, поэтому передвигаться с велосипедом можно было только спешившись. А поскольку самое большое количество фотографий с видами курорта было сделано на променаде, нам удалось найти только одну(!) старую фотографию, датированную 1916 годом, на котором запечатлен мужчина, который везет велосипед рядом с собой.
Еще на одном из снимков можно увидеть любителя велосипедной езды, который не расстается со своим двухколесным «товарищем» даже на борту парохода «Кранц». Можно предположить, что мужчина готовится совершить морскую прогулку, а потом, сойдя на берег, продолжить свое путешествие по окрестностям на велосипеде.
Фотограф Фриц Краускопф запечатлел на одном из своих авторских снимков вполне привычную обстановку на курорте – взрослые и дети беззаботно отдыхают на пляже, у местных рыбаков нет отбоя от желающих совершить морскую прогулку, виднеется одинокий штрандкорб. А на переднем плане мы видим два велосипеда, которые стоят на песке, поддерживая друг друга. Возможно, на них к морю приехали молодые люди или влюбленная пара, чтобы провести время на морском берегу.
На другом снимке можно разглядеть юного велосипедиста в многочисленной толпе отдыхающих на вокзале. Вокруг мальчика сплошь солидная взрослая публика, поэтому его невольно замечаешь. На остальных фотографиях велосипедисты запечатлены на Кёнигсбергерштрассе. На одном снимке можно рассмотреть сразу четыре велосипеда – два из них стоят около дома, на месте которого сейчас находится здание Сбербанка (Курортный проспект, 4), а на двух других – велосипеды везут своих владельцев по своим делам.