Незаменимый дамский спутник
На снимке: отдых на пирсе: дамские зонтики на любой вкус
Культура отдыха на морском побережье в XIX веке диктовала свои модные условия
Татьяна Жданова
Одним из ярких аксессуаров на курорте являлся простой зонтик, который в современном мире ассоциируется с непогодой, а не с солнечными деньками. Два века назад мужчины, как правило, использовали зонты как трость – для придания своей осанке большей солидности, а для дам зонтик оставался в первую очередь важным атрибутом модного образа.
Превращению зонта в стильный аксессуар, украшенный ленточками, воланами и бантиками, во многом способствовала французская аристократия. Считается, что законодательницей моды стала королева Франции Мария-Антуанетта. В её свите имелся специальный слуга, который носил королевский зонт: аксессуар был слишком тяжёл для дамских рук.
Слово «зонтик» происходит от голландского zonnedeck – так моряки называли навес от солнца на корабле. Стараниями французов зонт npeвратился в весьма распространённый модный аксессуар – «парасоль» (от фр. parasol – зонтик от солнца). А вот английское слово umbrella заимствовано у римлян, которые называли зонт из натянутой на деревянный каркас кожи umbraculum (от латинского umbra – «тень»).
В 1715 году в Париже изобрели первый складной зонт. А вот впервые зонт в качестве защиты от дождя был использован англичанином Джонасом Хенвеем в 1750 году – он заменил тонкую декоративную ткань на более плотную.
Курортный парасоль
Со временем появились магазины, продававшие этот аксессуар, который был настоящим произведением искусства. Модницам особенно приглянулись изящные конструкции, отделанные рюшками и кружевами, которые отлично защищали от солнца. Этот аксессуар очень тщательно подбирался к платью, шляпке и перчаткам.
По открыткам с изображением Кранца можно проследить, как менялись наряды, аксессуары и прочие модные мелочи. Уже в первой половине XIX века практически каждая дама на курорте прогуливалась с зонтиком. Но если мы будем рассматривать фотографии первой половины XX века, то заметим, что популярный аксессуар утратил свои позиции.
Прогуливаясь по променаду и улочкам Кранца, модницы укрывались от палящего солнца. Ведь, как известно, в то время особы высшего света отличались белизной кожи, поэтому зонтик держала в руках каждая приличная женщина. Дам с зонтиками можно увидеть на променаде, пляже, в парке «Плантаже», за столиками кафе и ресторанов на свежем воздухе.
Реклама «зонточной фабрики», магазины которой особенно рекомендуются русской публике
На старых фотографиях также можно рассмотреть, что дамы, несмотря на жару, одеты в наряды с длинными рукавами. Такой фасон платьев и блузок также защищал нежную женскую кожу от палящих солнечных лучей.
Долгое время дамский зонтик оставался одним из самых востребованных аксессуаров. Так, в «Путеводителе по Кёнигсбергу и прилегающим морским курортам для русских путешественников» за 1912 год опубликовано пять(!) рекламных объявлений «зонточных фабрик» Кёнигсберга. Для сравнения, кроме рекламы магазинов, салонов, кафе и отелей, в «Путеводителе» отмечены только пять банков…
К услугам клиентов предлагались дождевые и солнечные зонтики, а также палки для прогулок. Фабрика М. Маттиаса, известная с 1848 года, например, имела особую специальность: предлагала «зонтики и палки с дорогими ручками и набалдашниками». Конкурентами фабрики Маттиаса были предприятия Лихтенштейна, Пфабеля и Ваага, Штеффена, Рабова и Фрейнденберга.
Ручная «кладь»
Со временем фасон зонтов претерпел ряд изменений. Иногда это было обусловлено изменением формы и увеличением объёма шляпок – именно тогда появились головные уборы с широкими полями, украшенные живыми цветами и искусственными фруктами, перьями и даже чучелами птиц.
Диаметр шляп был таким большим, что становился причиной различных курьёзов. Об одном из них упоминается в книге «Умение хорошо одеваться» из серии «Библиотека журнала для хозяек», выпущенной в Москве в 1914 году: «Как сообщают газеты, администрация швейцарских железных дорог постановила брать плату согласно тарифу за провоз велосипедных колёс и за все шляпы, величина которых превосходит определённую норму, вследствие чего они стесняют пассажиров в вагонах».
Чтобы защитить от солнца и дождя такую большую шляпку, ручки зонтов стали делать более длинными. Ручки дамских зонтиков были отдельным украшением и отличались вычурностью и неслыханной роскошью: их изготавливали из слоновой кости, оникса, перламутра, коралла, серебра, черепаховых пластин. Часто ручка была украшена рельефной монограммой владелицы.
В сложенном виде зонтики вешали на руку. Верхушку зонта венчало деревянное кольцо, за которое зонт вешали в прихожих.
Долгое время в моде были белые зонты, особой популярностью пользовались зонтики из тафты шанжан (прим.ред. – ткань, которая состоит из шёлка двух или более цветов, создающих переливающийся вид).
В начале XX века купол зонтика приобрёл более выпуклую форму – зонты стали похожи то ли на колокол, то ли на тюльпан. Уже в конце 50-х годов прошлого века зонт потерял статус модного аксессуара и превратился в предмет, необходимый только в дождливый день.
До России зонт добрался в XVIII веке: по одной версии, при Петре I, по другой — в конце столетия с французскими модными вещицами.
В России XIX века существовали специальные зимние зонты от ветра и снега, которые были оторочены разнообразным мехом. Журнал «Дамский листок» за 1910 год предлагал своим читательницам новинку сезона – модель зимнего зонтика из черного бархата со скунсовой каймой и изящной отделкой из кружев.