16.03°C

История

Морская компания

Морская компания

С середины XIX века водные путешествия стали неотъемлемой частью отдыха на курортном побережье

Татьяна Жданова

По мере укрепления статуса Кранца у городской общины возникла необходимость в развитии пароходного сообщения, и в 1849 году был составлен план создания причала в устье ручья Кранцбеек. 

После выполнения работ по выпрямлению и углублению русла канал на всем протяжении стал судоходным. В 1858 году от гавани Кранцбеек было налажено пассажирское сообщение из Кранца (Зеленоградск) до Мемеля (Клайпеда) с заходом в четыре населённых пункта на Куршской косе.

Комфортный причал

Выход в залив или морскую акваторию, особенно в предзакатное время, считался у отдыхающих особым шиком. Великолепные виды Куршской косы и неповторимые морские пейзажи навсегда оставляли восторженные воспоминания.

Для того чтобы отдыхающая публика могла быстро и комфортно добраться до пароходного причала, в 1895 году была построена и открыта железнодорожная ветка от городского вокзала Кранца до гавани Кранцбеек. При этом было согласовано специальное расписание пароходов и поездов: пассажиры, приехавшие на поезде, садились на пароход, а отдыхающие после морской прогулки без задержек ехали обратно в город.

Количество пассажиров, желающих совершить увлекательные морские прогулки, возрастало с каждым курортным сезоном. Благодаря этому было налажено регулярное пассажирское сообщение вдоль косы из Кранца до Мемеля (Клайпеда) с заходом в Росситтен (Рыбачий), Пилкоппен (Морское), Нидден (Нида) и Шварцорт (Юодкранте).

В книге Л. Ефремова «Очерки по истории Кранца» упоминается, что в Заркау (Лесной), Пиллькоппене (Морское), Шварцорте (Юодкранте, Литва) изначально отсутствовали причалы для швартовки пароходов. Таким образом, пассажиры могли попасть на берег, только пересев на парусные лодки, которые спускали по борту парохода с подветренной стороны. Эта «пересадка» рассматривалась степенными отдыхающими как самый экстремальный этап морского путешествия. Затем лодка доставляла пассажиров на берег, где они могли спокойно прогуляться по лесу, полюбоваться неповторимой красотой песчаных дюн Куршской косы.

Газетной строкой

О морских круизах можно было узнать из рекламных буклетов и специальной информации в газетах. В распоряжении редакции есть единственный (пока) номер курортной газеты Кранца и Куршской косы за 16 сентября 1937 года. Его предоставил в распоряжении редакции наш давний партнёр краевед Кирилл Опаленик. В этом номере (подробнее о нём мы расскажем в новых публикациях) на первой странице размещена реклама судоходной компании, гостевых домов на Куршской косе и расписание движения пароходов компании Германа Гёца (1888-1971). Этому человеку принадлежали пароходы, которые курсировали между Кранцем и Мемелем.

Расписание пароходов, опубликованное в номере курортной газеты за 1937 год

Родился будущий судовладелец в Вертхайме. Его отец занимался грузоперевозками, поэтому сын продолжил семейный бизнес. После школы Гёц продолжил обучение в компании своего отца, обучился многим специальностям. Затем окончил коммерческую школу и сначала работал коммерческим клерком в судоходной компании Мангейма.

После Первой мировой войны Гёц переехал в Восточную Пруссию. С 1918 года работал клерком в судоходной компании в Кёнигсберге, а через год основал собственную. С 1922 по 1925 годы Гёц был председателем ассоциации частных лодочников Восточной Пруссии, членом государственного железнодорожного совета в Кёнигсберге, консультативного совета по водным путям и членом Кёнигсбергского грузового комитета Восточной Пруссии.

Реклама морской курортной службы Куршской косы (судоходная компания Германа Гёца), 1940 г.

Герман Гёц был не только владельцем судоходной компании, он владел, в частности, гостевыми домами и кафе в Росситтене и Кранцбееке. После окончания Второй мировой войны Гёц вернулся в свой родной город Вертхайм, где и похоронен в 1971 году.

Первый пароход

К услугам отдыхающих был пароход, который назывался «Кранц». Он ходил только при хорошей погоде и при наличии достаточного количества пассажиров. Именно этот пароход, названный в честь курорта, с самого начала стал негласным символом морских путешествий.

Пароход «Кранц»

Пароходом «Кранц» владела судоходная компания Германа Гёца. Судно было построена на судоверфи в Кёнигсберге в 1885 году по заказу для судоходной компании. Длина парохода составляла 46,3 метра, ширина – 9,2 метра, осадка – 1,2 метра. Судно списано на берег в 1920 году, а на его место пришёл новый пароход с таким же названием.

Пароход «Мемель»

С 1909 года на линии «Кранц – Мемель» регулярно курсировали ещё два парохода – «Росситтен» и «Мемель», а в 1938 году – судно «Кранцбеек». К этому времени количество желающих совершить водное путешествие вдоль косы на комфортабельном пароходе возрос настолько, что компания Гёца, обслуживающая эту линию, поставило на регулярные рейсы новое пассажирское, но уже моторное судно «Кранцбеек», вмещавшее в себя 1200(!) пассажиров.

Пароход «Росситтен»

Сезон судоходства на Куршском заливе начинался 1 мая и заканчивался 30 сентября. Пароходный путь, например, в Мемель (Клайпеда) составлял около ста километров и занимал по времени примерно семь часов.

В период с 15 мая по 15 сентября первым выходил пароход «Кранц», утренний рейс начинался в 8.40, а обратно прибывал к причалу в 20.20. У отдыхающих появлялась возможность совершить великолепную прогулку на пароходе, полюбоваться красотами Куршской косы. В период с 1 июня на «маршрут» выходил второй пароход – «Мемель». К 30-м годам прошлого века расписание изменилось.

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru