2.2°C

История

Как добирались до Кранца

Как добирались до Кранца

На снимке: Железнодорожная станция Кёнигсберг – Кранц 

Буклет, изданный в Кёнигсберге в 30-х годах XX века, рассказывал о путях сообщения с курортом 

Татьяна Жданова

В рекламных буклетах, брошюрах и путеводителях, посвящённых морским курортам, можно найти информацию о транспортном сообщении. 

Не секрет, что наличие развитой дорожной инфраструктуры способствовало популярности таких курортов, как Кранц (Зеленоградск), Раушен (Светлогорск), Георгиенсвальде (Отрадное), Нойкурен (Пионерский). Морское направление сразу стало пользоваться неизменным спросом у жителей Кёнигсберга.

 

Под стук колёс

В жаркие летние дни, когда многие кёнигсбержцы хотели освежиться в море, железнодорожным транспортом в Кранц приезжали тысячи столичных гостей. Морское направление с 1885 года и до сих пор не сдаёт свои курортные позиции.

Поезда на морские курорты отправлялись из Кёнигсберга с Кранцевского вокзала (Cranzer Bahnhof) и довозили пассажиров до морского побережья за полчаса.

С верхних платформ Северного вокзала поезда уходили в сторону морского побережья

Самым заметным сооружением Кранцевского вокзала был ажурный деревянный навес. При вокзале работали небольшая гостиница и ресторан с садом. Вокзал стоял там, где сейчас находятся «верхние» платформы станции Калининград – Северный. Кранцевский вокзал демонтировали и на его месте в 1929 году был открыт Северный вокзал (нем. Nordbahnhof) по проекту архитекторов Шеффа и Штальмана.

 

Во время войны станция пострадала и долгое время не использовалась для пассажирского движения. В мае 1964 года с вокзала стали отправляться поезда на морское побережье (в Зеленоградск, Пионерский и Светлогорск). При этом было построено небольшое здание с кассами и залом ожидания, в то время как довоенное здание использовалось как Межрейсовый дом моряков.

 

В зависимости от времени года и дней недели количество поездов в Кранц менялось: вне сезона в будние дни на линии работало 13, а летом 17 поездов в обоих направлениях.

В буклетах размещалась информация, которая предназначалась не только для отдыхающих из других стран, но и непосредственно для жителей Германии. Железная дорога в Кёнигсберг «пришла» из Берлина 2 апреля 1853 года.

«Расписание» поездов, пароходов, самолётов

Для желающих провести отдых на морском побережье Восточной Пруссии сообщалось расписание железнодорожных поездов из Берлина, Бреслау (ныне Вроцлав), Дрездена.

Один из берлинских поездов довозил до Кёнигсберга за девять часов. На другом берлинском поезде пассажиры ехали 12 часов, впрочем, как и из Дрездена. Из Бреслау к пассажирскому составу прикреплялся отдельный вагон до Кёнигсберга.

 

Транзитный проезд

Ещё одно направление, которое рекламировалось в буклете, – автомобильное. Для проезда на машине из Германии в Восточную Пруссию необходимо было пересечь польскую территорию и соблюсти несколько требований. 

 

Польский коридор – это территория, которая разделяла Германию и Восточную Пруссию после Первой мировой войны по условиям Версальского мирного договора (1919 год). Кроме того, по этому договору от территории Восточной Пруссии были отделены Мемельский край и город Мемель (ныне Клайпеда, Литва), которые передавались под управление Лиги наций. 

 

Для пересечения польской территории наземным транспортом, а именно – на автомобиле, было недостаточно иметь международные водительские права. В справочной информации буклета особо указано, что автомобилисты должны иметь при себе дополнительный документ для проезда, который они могли получить в любом автомобильном клубе или бюро путешествий. Ещё одно требование – загранпаспорт с польской транзитной визой.

Также из «большой» Германии в Восточную Пруссию можно было попасть морским путём. Моторизованные быстроходные пароходы предлагали перевезти желающих на «Северную Ривьеру» (нем. – Riviera des Nordens) с остановками в Свинемюнде, Сопоте, Пиллау и Мемеле. Правда, путь до Пиллау составлял 17 часов, но это «временное неудобство» компенсировала сравнительная дешевизна билетов.

 

Под крылом самолёта

Самым быстрым и дорогим способом попасть в Восточную Пруссию оставалось воздушное сообщение. Самолётом можно было прилететь из Берлина всего за четыре часа, однако цена авиабилета была существенна – 80 рейхмарок (большая по тем временам сумма). Кстати, аэродром Девау, куда приземлялись самолёты, стал одним из первых аэропортов мира. Кёнигсбергский Девау был одним из лучших аэропортов своего времени. Здесь имелись просторные отапливаемые ангары для самолётов, осуществлялась централизованная заправка топливом из подземных ёмкостей-хранилищ, широкое лётное поле имело прекрасную дренажную систему. 

Реклама авиасообщений компании «Дерулюфт» авиалинии Берлин - Кёнигсберг - Москва 

Главное здание аэропорта спроектировал известный архитектор Ханс Хопп. Его открыли в 1919 году, а уже через три года на аэродром Девау впервые прибыли самолёты первой международной авиалинии СССР – из Кёнигсберга осуществлялись регулярные авиарейсы в Москву и Ленинград.

В настоящее время региональные власти планируют обустроить на территории бывшего аэродрома в Калининграде рекреационную зону.

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru