Андреас Аурифабер и его Succini historia
На снимке: Книга Аурифабера на выставке в Калининградском областном музее янтаря
В 1551 году в Кёнигсберге вышла первая книга, посвящённая янтарю
Подготовила Оксана Обрехт, фото из архива Ирины Поляковой
Автор «Истории янтаря» (Succini historia) – Андреас Аурифабер (1513–1559), врач, учёный, коллекционер, лейб-медик герцога Альбрехта Бранденбург-Ансбахского. В одном из предыдущих выпусков нашей газеты (№4) мы обещали читателям рассказать об этой книге, её авторе и ещё о многих интересных вещах, связанных с янтарем.
Андреас Аурифабер – уроженец Бреслау (в настоящее время – польский Вроцлав), выпускник университета Виттенберга, автор работ и переводчик античных текстов медицинской тематики. Его личность и деятельность долгое время не привлекали научных исследователей, но при этом противоречивые упоминания и сомнительные сведения о нём в изобилии можно найти как в литературе прошлых столетий, так и современных интернет-ресурсах.
Единственная книга, посвящённая Аурифаберу и его главному сочинению о янтаре (первое издание – 2011, второе – 2013), появилась в России и была написана философом и культурологом Ириной Поляковой, живущей и работающей в Калининграде.
Кандидат философских наук Ирина Алексеевна Полякова
Кандидат философских наук Ирина Алексеевна Полякова окончила философский факультет и аспирантуру Ленинградского государственного университета, преподавала философию, историю философии и культурологию в калининградских вузах. Последние 10 лет работает в Музее янтаря, преподаёт в магистратуре БФУ им. И. Канта.
Ещё в пору преподавания в Калининградском государственном техническом университете Ирине Поляковой предложили поучаствовать в разработке маршрута научно-исследовательской экскурсии (полевой практики) по побережью для студентов, магистрантов и аспирантов. Экскурсия предполагалась с геологическим уклоном, но для неё требовалось разработать культурно-исторический контекст. И так получилось, что Ирину Алексеевну эта работа увлекла настолько, что она с головой погрузилась в… историю янтаря.
«Не скажу, чтобы мне нравились янтарь или выполненные из него украшения. Но когда я приехала после университета из Ленинграда в Калининградскую область и увидела выброшенные на берег кусочки янтаря, то испытала невероятно сильное впечатление. Это казалось чудом! – рассказывает Ирина Полякова. – Позже, когда занялась разработкой маршрута экскурсии, меня заинтересовал материал о людях, чьи имена неразрывно связаны с историей янтаря и той территорией, которая сегодня называется Калининградской областью. Среди них был и Андреас Аурифабер…».
Ирина в то время работала над докторской диссертацией, посвящённой философско-антропологическим основаниям биографии. Героем её первой монографии стал петербургский священник Федор Сидонский (1805 –1873). И личность лейб-медика герцога Альбрехта заинтересовала учёного в том числе и по той причине, что его судьба в чём-то напоминала историю героя предыдущей книги: интернет пестрил противоречивыми сведениями, которые вызывали сомнения и не подтверждались при их дальнейшей проверке.
Редкая книга
Новая тема привела ко множеству источников XVI–XVIII вв. и, конечно же, непосредственно к той самой настоящей книге Аурифабера, которую удалось найти в отделе редкой книги библиотеки Академии наук РФ в Петербурге.
«Это была целая эпопея! Я ждала несколько дней, пока её мне выдали, после долгих уговоров разрешили скопировать лишь несколько страниц», – вспоминает Ирина Алексеевна.
“Книга была напечатана готическим шрифтом. А я до того никогда не читала на готике, пришлось осваивать шрифт за три дня…”
За четырнадцать лет своего пребывания в Кёнигсберге Аурифабер проявил себя практически во всех значимых сферах жизни города: вместе с Альбрехтом учреждал школы, готовившие молодых людей к поступлению в университеты, выполнял дипломатические поручения при дворе, был профессором университета, дважды избирался ректором, занимался организацией медицинского и аптечного обслуживания жителей города.
Фрагмент титульного листа Succini historia. Библиотека им. Николая Коперника, Торунь
Аурифабер, не ограничиваясь врачебной практикой, как и многие представители медицинской профессии его времени, занимался переводами медицинской литературы и писал собственные сочинения.
Информацию о его работе Ирине Алексеевне приходилось собирать по крупицам. К примеру, важные отрывки писем были обнаружены в сборниках документов Реформации, отдельные факты – в публикации переписки герцога Альбрехта. Чтобы подтвердить действительную дату рождения Аурифабера – 29 ноября 1513 г. – пришлось ехать в Германию, так как книга, на форзаце которой он собственноручно сделал запись о своём рождении, находится в Берлинской государственной библиотеке. Полную копию «Истории янтаря» удалось получить в отделе редкой книги библиотеки университета Николая Коперника в польском Торуне, где сегодня хранятся отдельные тома из личных библиотек Аурифабера и герцога Альбрехта, в том числе из знаменитой Серебряной библиотеки. Так постепенно на основе старинных изданий, рукописей, материалов переписки штрих за штрихом вырисовывалась многогранная личность лейб-медика герцога Альбрехта и картина жизни Кёнигсберга той поры.
Трудное время
Аурифабера нельзя назвать большим учёным, но он был по общему признанию хорошим врачом, эрудитом, знатоком античных предметов коллекционирования. Тёплое и щедрое отношение к нему Альбрехта вызывало зависть некоторых современников, прозвавших влиятельного лейб-медика «балтийским тираном».
Свои знания о янтаре Андреас черпал не только из книг, но также из практики, с 1540-х гг. курируя по поручению герцога янтарные дела на побережье Самбии.
Его «История янтаря» писалась в очень трудное время – в 1549 г. город переживал эпидемию чумы. Аурифабер был одним из немногих, кто оставался в это время в Кёнигсберге. Не исключено, что по поручению герцога, чтобы вести медицинские наблюдения, пытаясь определить причины возникновения болезни и способы борьбы с ней. Хотя симптомы заболевания, именуемого чумой, были описаны, о его настоящих причинах тогда не знали.
Эта страшная болезнь постигла жену Арифабера, Хелену, и он, оставаясь рядом, приложил для её спасения много усилий, которые, к сожалению, не увенчались успехом.
Краткая история янтаря Аурифабера – небольшое по объёму издание, но в 12 главках представлен систематический обзор всех главных вопросов, раскрывающих тему янтаря в науке XVI столетия: наименования янтаря, его природа, свойства и географии месторождений, способы добычи и применение в медицине.
Продолжение следует.
В «Просопографии» швейцарского гуманиста Генриха Панталеона было помещено изображение Андреаса Аурифабера с краткой статьёй о нём. Однако это же изображение в различных частях сочинения встречается также на страницах с очерками о Квинтерии Андернаке, Ахиллесе Гассере и некоторых других. Каждый из этих гуманистов XVI века представлен составителем, прежде всего, как врач (medicus), поэтому портрет, о котором идёт речь, можно трактовать как собирательный образ.