Перспективная военная специальность
В военном учебном центре Балтийского федерального университета имени И. Канта приступили к подготовке операторов беспилотных летательных аппаратов
Владимир Дашевский, фото автора и из архива ВУЦ
В октябре ВУЦ БФУ имени И. Канта посетил командующий Балтийским флотом вице-адмирал Сергей Липилин.
Он познакомился с материально-технической базой центра и дал высокую оценку организации учебного процесса. Особое внимание командующий БФ обратил на новый тренажёр. Вице-адмирал Сергей Липилин по достоинству оценил его возможности, отметил актуальность подготовки операторов БПЛА для армии и флота. Вскоре после визита в ВУЦ командующего Балтийским флотом сюда прибыли офицеры штаба БФ, занимающиеся темой боевого применения беспилотной авиации. Они обсудили с руководством военного учебного центра перспективы возможного взаимодействия. Стоит сказать, что у ВУЦ с флотом по нескольким направлениям уже налажено эффективное сотрудничество.
Так, у ВУЦ есть опыт сотрудничества с другими образовательными заведениями Минобороны. Как рассказал капитан 1 ранга Сергей Балыко, по теме беспилотной авиации центр продуктивно взаимодействует с Балтийским высшим военно-морским училищем имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, а также с филиалом НВМУ в Калининграде.
Почти невиртуальная реальность
Сразу скажем, что ВУЦ не выпускает профессиональных операторов БПЛА. Тем более в Вооружённых Силах РФ пока нет такой военно-учётной специальности. Для рядового состава не разработаны квалификационные требования и учебные программы. Тем не менее тренажёр позволяет, используя установленную в программе вкладку «Милитари», готовить пилотов DJI- и FPV-дронов.
Сначала студенты знакомятся с органами управления беспилотником, смотрят, как коптер реагирует на их движения, затем учатся чувствовать горизонт, выполнять повороты, пикирование, кабрирование. Освоившись, выполняют полёты по маршруту на время. После того как ребята приобретут устойчивые навыки пилотирования, они переходят к отработке упражнений по боевому применению БПЛА.
Как показала практика первых недель эксплуатации нового тренажёра, большинство студентов, которые хотели бы стать операторами, оказались не готовы к этой работе. Если с обычным квадрокоптером многие ребята вполне успешно справлялись, то, надев очки и взяв в руки пульт управления FPV-дроном, они просто терялись и практически сразу «падали на землю». У некоторых и вовсе после нескольких минут хаотичного полёта начиналось головокружение. Реально стать оператором БПЛА и уверенно управлять FPV-дроном смогут порядка десяти процентов от общего числа студентов.
За работу тренажёра и проведение занятий отвечает специалист по учебно-методической работе ВУЦ подполковник запаса Вячеслав Евстратов. Он много лет прослужил в авиации и не понаслышке знаком с организацией и проведением полётов. Имеет в своём активе прыжки с парашютом. Говоря о возможностях тренажёра, Вячеслав Евстратов пояснил, что программа позволяет моделировать десять различных локаций. Можно выбрать современный промышленный город с высотными зданиями, крупными предприятиями, парками аттракционов, широкими проспектами. Есть возможность полетать в густом лесу, на стадионе, в огромном ангаре со множеством помещений. Но чтобы подойти к этапу «боевой работы», нужно изрядно попотеть. Студенту необходимо налетать порядка пятидесяти часов в обычном, мирном режиме.
Совместный проект с газетой «Страж Балтики».